Институт мировой литературы представит правильный «Тихий Дон»

тихДискуссии о том, кто написал «Тихий Дон», не утихают до сих пор. Институт мировой литературы РАН (ИМЛИ) намерен поставить точку в этих спорах. 22 мая в 14:00 здесь пройдет презентация впервые подготовленного научного издания романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» в 2-х томах.

Впервые ученые сличили все прижизненные издания романа, а также рукописи 1-й и 2-й книг, приобретенных институтом в 1990-е годы. В результате анализа было выявлено более 4000 разночтений. Текст романа в новом издании освобожден от большого количества утвердившихся ошибок, опечаток, исправлений редакторов, противоречащих воле автора. В текстологическом комментарии в конце книги рассказывается, как шла работа над рукописью, а также объясняется, почему в 1930-е годы были изъяты целые пласты текста романа.

Книга вышла в двух форматах — подарочный вариант с золотым тиснением и обычный. Сейчас ведется работа над подробным текстологическим комментарием к роману «Тихий Дон», который выйдет отдельными книгами.

Вадим Полонский, директор Института мировой литературы РАН:
В новом издании текст впервые представлен абсолютно вычищенным от редакторских и цензурных вторжений. И у читателей будет возможность познакомиться с текстом максимально шолоховским. Мы надеемся, что он станет эталоном для воспроизведения в других изданиях. Из серьезных шолоховедов никто не разделяет точку зрения об ином авторстве «Тихого Дона». Для людей, серьезно занимавшихся текстом, здесь все очевидно. В общем, сомнений нет. Около 20 лет назад институт получил возможность купить благодаря помощи государства рукописи последних частей «Тихого Дона» — мы издали факсимиле этих рукописей. Весь текстовый рукописный материал однозначно свидетельствует о том, что сомнений быть не может, это Шолохов.

Текст: Наталья Соколова/РГ

Путь на сайте

Рекомендуем

Опрос

Современный роман невозможен без:

мистики (хотя бы намек) - 23%
криминальной истории (ничто так не оживляет текст, как пара трупов) - 11.5%
любовной истории (что за роман без любви) - 43.7%
социализации героя (герой должен занять достойное место в обществе) - 21.8%