«Самый страшный фестиваль – 2019» в Петербурге: как это было

Страшное позади! Состоялся «Самый страшный фестиваль – 2019». Рассказываем, что было и как мы дошли до жизни такой.

«Самый страшный фестиваль» – это первый в России фестиваль ужасов, который проходит в конце октября – начале ноября на территории Санкт-Петербурга, а теперь и Москвы.

ф1


30 октября в пространстве Basement ведущие специалисты и представители жанра поговорили о будущем ужасов и о том, какими должны быть и должны ли быть ужасы для детей.

Помимо Александра Прокоповича (главный редактор «Астрель-СПБ»), Михаила Парфенова (автор и составитель книг серии «Самая страшная книга»), Николая Кудрявцева (редактор серии зарубежных ужасов в «Астрель-СПБ») и Ирины Епифановой (ведущий редактор серии «Самая страшная книга»), в круглом столе приняли участие Екатерина Матюшкина (детский писатель), Анатолий Уманский (переводчик книг Р.Л. Стайна), Григорий Шокин (переводчик книг «Бог лезвий», рассказов Г.Ф. Лавкрафта и др.) и Анна Хейворд (главный редактор международного независимого издательства «Полтергейст-Пресс», которое, благодаря технологии print-on-demand, даёт возможность прочесть книги признанных мастеров жанра, таких как Эдвард Ли, Брайан Кин и другие).

ф2

Участники обсудили как растущий интерес к детским ужастикам, так и тенденцию развития «бестравматического» общества. «Если мы не будем давать детям пугаться в каких-то маленьких масштабах, то как же они будут настоящие трагедии переживать?» – отметила Катя Матюшкина.

Поговорили и об отличиях отечественного хоррора от зарубежного. Обсудили, чего именно не хватает российскому хоррору, что надо наверстать и почему именно хоррор сейчас движется в сторону «большой литературы».

Дарья Бобылёва, чья книга «Вьюрки» попала в лонг-лист многих крупных премий, выразила мнение о слиянии жанровой и так называемой премиальной прозы: «Сейчас у нас время синкретизма и эклектики, это всё замечательно. Размываются границы жанров, мистическое, фантастическое перестаёт быть в некоем гетто, за стенкой от литературы большой, от высокой прозы».

Здесь можно прочесть расшифровку записи с круглого стола, благодарим за нее Филиппа Хорвата.

От теории – к практике. После круглого стола прошли ставшие уже традиционными «Самые страшные чтения». В уютной атмосфере пространства Basement авторы прочитали со сцены свои страшные рассказы.

фф1

В «Самых страшных чтениях» победили:

Первое место: Галина Тибилова «Снеки с крабом»
Второе место: Валерий Лисицкий «Диета»
Третье место: Дмитрий Тихонов  «За дверью»

ф4

Кроме того, впервые мы провели эксперимент: пригласили желающих не просто рассказать со сцены уже готовый рассказ, а придумать страшную историю «на ходу». Помогали или мешали участникам стэндапа карточки фирменной игры литературных курсов «Мастер текста».

ф5

После семь авторов представили идеи фильмов и сериалов в жанре хоррор для российских продюсеров. Участники рассказали свои страшные идеи со сцены. Победителем питчинга стал Павел Волчик с идеей фильма «Полудницы». Все презентации в ближайшее время будут разосланы продюсерским агентствам.

ф6

См. фотоальбом первого дня Фестиваля


31 октября Фестиваль продолжился в петербургском «Буквоеде». Мы рассказали про «Самую страшную книгу» и готовящиеся к изданию новинки. Выступали представители редакции «Астрель-СПБ», а также Анна Хейворд с планами издательства «Полтергейст Пресс».

фф4

Завершила мероприятие премия «Мастера ужасов», которая вручается уже во второй раз. Перед началом церемонии к публике с экрана обратились звезды зарубежного хоррора, поддержавшие Фестиваль, – такие как Адам Нэвилл, Эдвард Ли и Брайан Кин. Видеообращение можно посмотреть на YouTube.

Победители в 13 номинациях получили дипломы и, конечно (куда без них!), специальные призы – топоры.

фф3

Лауреаты премии «Мастера ужасов – 2019»:

Лучший роман русскоязычного автора – «Вьюрки» (автор Дарья Бобылёва; издательство АСТ, редакция «Астрель-СПБ»)
Лучший сборник/антология русскоязычных авторов – «Призраки» (автор Максим Кабир; издательство АСТ, редакция «Астрель-СПБ»)
Лучший рассказ/повесть русскоязычного автора – «Старшая сестра» (автор Дарья Бобылёва, из сборника «Ночной взгляд»)
Лучшая книга зарубежного автора (в переводе на русский) – «Химмельстранд» (автор Йон Айвиде Линдквист; издательство АСТ, редакция «Астрель-СПБ»)
Лучший переводчик – Сергей Штерн («Химмельстранд» Йона Айвиде Линдквиста)
Лучшее издание для детей/подростков – «Последние подростки на Земле и Король Кошмаров» (автор Макс Брэльер, издательство АСТ, редакция «Астрель-СПБ»)
Лучший фильм/сериал – «Мэнди»
Лучший проект (фестиваль/передача/журнал/фэнзин/аудиокнига и т.п.) – Фестиваль «Старкон: Хэллоуин»
Лучший интернет-проект (сайт/блог/сообщество в соцсетях/видеоблог/веб-сериал/подкаст и т.п.) – Зона Ужасов
Лучший рисунок (рисунок на обложке/внутренняя иллюстрация) – иллюстрация Дарьи Кузнецовой (обложка книги «Бог Лезвий»)
Лучшее арт-издание (комикс/серия комиксов/графический роман/артбук/календарь/блокнот/иллюстрированное подарочное издание) – «Миры Говарда Филлипса Лавкрафта. Иллюстрированная энциклопедия» (авторы Алексей Лотерман, Артем Агеев, Юрий Купцов, М. С. Парфенов, художники Александр Соломин, Алексей Провоторов, Дмитрий Калиниченко; издательство АСТ, редакция «Астрель-СПБ»)
Лучшее в публицистике (статья/документальная книга/монография) – «Миры Говарда Филлипса Лавкрафта. Иллюстрированная энциклопедия».
Специальная награда за заслуги в жанре – Владислав Женевский

«Страшного» антуража добавила мероприятию традиционная фотосессия с топорами и гости в необычных (хотя для Хэллоуина – вполне обычных) костюмах.

фф4См. фотоальбом второго дня Фестиваля


1 ноября Фестиваль продолжился в учебной аудитории на Невском – для авторов, начинающих и продолжающих, курсами «Мастер текста» был организован мастер-класс «Искусство пугать». Обучали настоящие мастера этого дела: Михаил Парфёнов, Дарья Бобылёва и Александр Прокопович. Для жителей других городов была доступна онлайн-трансляция.

UN2 GMT9xgY


Напоминаем, что до 7 ноября в рамках Фестиваля проходит конкурс фотографий с книгами в жанре ужасов. На фото можете быть вы с книгой или просто книга (книги). Выкладывайте свои фотографии в соцсеть «В Контакте», Facebook и/или Instagram с хэштегом #МастераУжасов в период проведения до 7 ноября. Авторы лучших фотографий получат призы – сертификаты от интернет-магазина «ЛитРес». Подробнее о конкурсе можно узнать здесь.

Благодарим всех участников и гостей Фестиваля – важно знать, что есть люди, готовые пугать и быть напуганными!


Совсем скоро «Самый страшный фестиваль – 2019» продолжится в Москве.

Расписание мероприятий:

9 ноября, суббота. Москва
«Библио-Глобус» (Мясницкая ул., 6/3, стр. 1)
15-00 — 16-00:
Встреча с авторами и редакторами серии «Самая страшная книга», презентация новой антологии «ССК — 2020».
Вход в «Библио-Глобус» свободный.

11 ноября, понедельник. Москва
Bowie (Мясницкая ул., 16)
19-00 — 22-00:
* Круглый стол «Основные тренды в современном хорроре». Спикеры: Анастасия Горбачевская, М. С. Парфенов, Алексей Свирский, Владислав Шуравин.
* Продюсер Владислав Северцев. Презентация новых проектов, вопросы и ответы.
* Horror Web: Зона Ужасов, RussoRosso, Darker. Презентация и планы на будущее.
* Свободное общение читателей с представителями Horror Web.


Организаторы Фестиваля:

Ужас, что мы творим!

Путь на сайте

Рекомендуем

Опрос

Современный роман невозможен без:

мистики (хотя бы намек) - 23%
криминальной истории (ничто так не оживляет текст, как пара трупов) - 11.5%
любовной истории (что за роман без любви) - 43.7%
социализации героя (герой должен занять достойное место в обществе) - 21.8%