Шанс для рукописей

aprocop.jpgВо второй раз молодые авторы претендовали на премию «Рукопись года», организованную издательством «Астрель-СПб». Об итогах конкурса, о текстах и их авторах нашему обозревателю Марии КАМЕНЕЦКОЙ рассказал председатель жюри и главный редактор «Астрель-СПб» Александр ПРОКОПОВИЧ:

 

– В редакцию пришло около трех с половиной тысяч рукописей. По сравнению с прошлым годом их поток увеличился, но, к сожалению, общее количество текстов мало влияет на количество серьезных работ.

К рассмотрению не принимаются только тексты откровенно слабые, или противоречащие действующему законодательству, или те, которые сложно назвать книгой. К примеру, эссе на полстраницы трудно рассматривать в качестве текста – кандидата на публикацию.


– Как вы в целом оцениваете проведение премии в этом году?

– Пока рано оценивать, ведь реальная оценка – это тиражи лауреатов и их гонорары. Вот к следующей премии посчитаем и поймем. В предыдущем году общий тираж лауреатов «Рукописи» составил 107 тысяч экземпляров.


– Что за авторы и какие тексты победили в этом году?

– Попробую рассказать о каждом в двух словах, хотя это трудно. Итак, первое место в номинация «Идея» – Нелли Мартова и текст «Ветер, ножницы, бумага», чудесная сказка для довольно взрослых девочек и молодых женщин. Первое место в номинации «Сюжет» занял Дмитрий Силлов «Кремль-2222» – мир постапокалиптики, убедительно и достоверно созданный автором. Книга уже издана. Продано больше 20 тысяч экземпляров. Первое место в номинации «Язык» досталось Владимиру Соболю и его великолепному историческому роману «Турецкая война». С этим текстом все просто: «турецкий роман» – одна из редких книг, которую можно «смаковать».

Наконец, «Гран-при». Его получила Наринэ Абгарян за рукопись «Понаехавшая». Прекрасный роман – ирония, чудесный язык и ситуации, близкие каждому. В общем, все то, что делает блог популярным, а при переносе под книжную обложку текст не страдает, но, напротив, становится четче, основательнее. Наринэ получила награду в нашем конкурсе второй раз – год назад она победила в другой номинации.

Второй «Гран-при» достался дебютантке из Петербурга Юлии Евграфовой за «Размах крыльев ангела». Это классический женский роман, и в тексте просто нет слабых мест. Я удивлюсь, если не выстроится очередь желающих его экранизировать. Автор сочинила судьбу девушки, которая прошла путь от молоденькой жены не самого порядочного мужа до хозяйки собственной судьбы. Есть язык. Есть фактура. Но плохо одно — это всего лишь второй роман автора, а третий, думаю, появится нескоро. Такие тексты быстро не пишутся.


– Что дает победа в «Рукописи года» молодому автору? Вот, например, Наринэ Абгарян. Стала ли она успешнее и известнее после премии, полученной в прошлом году?

– Дело в том, что Наринэ опубликовала свою книгу «Манюня» уже в качестве лауреата. То есть премия была для нее подспорьем в продвижении книги, в привлечении внимания критиков и рецензентов.

Премия, наша в том числе, дает две главные возможности – не затеряться среди других и опубликовать «неформатный» текст. Награда позволяет отступить от жестких порой правил и требований издательского рынка.

 

 

рукоп

 


– Что отличает «Рукопись года» от других премий?

– Первое отличие: каждый текст читают и оценивают только профессионалы. Второе: нам нисколько не интересны регалии авторов. Главное отражено в названии – мы принимаем рукописи.


– Какая вообще политика у издательства «Астрель» в отношении молодых авторов? Победить в «Рукописи года» – это единственная возможность у вас издаться?

– Нет, не единственная. Политика издательства простая – все определяет текст.


– Что будет нового в следующем сезоне «Рукописи года»?

– Мы собираемся ужесточить формат премии: будем ждать тексты авторов, у которых вообще нет публикаций. Премия – это шанс. Тем, кто уже состоялся, этот шанс не так нужен. Кроме того, объективно очень трудно сопоставлять тексты новичков и, скажем, профессионалов. Мы сделаем отдельные номинации для профессионалов. И еще планируется запустить более серьезную программу по продвижению победителей в рамках холдинга «АСТ».

 

Источник: газета "Санкт-Петербургские Ведомости"

Путь на сайте

Рекомендуем

Опрос

Современный роман невозможен без:

мистики (хотя бы намек) - 23%
криминальной истории (ничто так не оживляет текст, как пара трупов) - 11.5%
любовной истории (что за роман без любви) - 43.7%
социализации героя (герой должен занять достойное место в обществе) - 21.8%