Евгений Вышенков рассказал о своей "Крыше"

выш

Евгений Вышенков – автор книги "Крыша. Устная история рэкета", презентация которой недавно прошла в Большой Хоральной Синагоге, – с первых слов произвел неизгладимое впечатление.
- Во-первых, спасибо, – сказал он и сразу расположил к себе.
И, думаю, не только меня. Красивый, статный, с хорошо поставленной речью, в которой вдоль и поперек одни умные мысли, иной раз вполне тянущие на философию. Причем не какую-то там абстрактную, а жизненную.
Говорить Евгений, похоже, может часами. За его спиной – разнообразнейшая жизнь, полная событий. И живет он ее легко, как утверждает сам, одним моментом. На вопрос, когда ему можно позвонить, говорит – звоните. И встретились, кстати, в этот же день. Без церемоний, без лишних статусных понтов (а ведь мог бы!). Приятно, черт побери. В такого можно влюбиться. Но сейчас не об этом. Надо быть серьезней.
Жизнь будущего автора “Крыши” началась в Ленинграде 14 декабря 1962 года, ровно за 15 лет до начала моей. И за эти пятнадцать лет, в 10 классе он уже стал бронзовым призером Европы по волейболу. Все время проводил в спортивных залах, на тренировках:
- У меня была уверенность десятиклассника, за которым стоит мощь советского спорта.
О себе Евгений говорить, как мне показалось, любит не слишком (и фотографироваться тоже), рассказал лишь, что отчасти он – этнический немец, дед – с Поволжья. Еще биографические факты: базовое образование – Восточный факультет Ленинградского государственного университета (1984), где жизнь свела с Андреем Константиновым, с которым сейчас идут нога в ногу, создав и развивая известный Интернет-ресурс “Фонтанка.ру”. Но до этого Евгений успел завести немало знакомств в мире организованной преступности, о котором пишет в своей книге. В 1984 кардинально поменял направление и стал сотрудником спецотдела уголовного розыска, дослужившись до капитана милиции. В угрозыске он проработал почти 10 лет, а с 1997 года, как это принято писать – по настоящее время — является заместителем директора Агентства журналистских расследований (АЖУР).
Одно из направлений его деятельности – антифашистская. Замдиректора АЖУР глубоко возмущен тем, что ни одна из религиозных конфессий ничего четко и во всеуслышанье не говорит по поводу того, что творят нацисты:
- Погибают дети, взрослые люди, повсюду нарисованы свастики, а все молчат… Поддержка нацизма начинается со следующего: вот убили человека, кто-то смотрит по телевизору новости и говорит ”А убивать-то зачем было?”. Вот это самое страшное. Потому что любой повстанец, прежде всего, питается общественным мнением. Если каждый из нас, увидев свастику, возьмет в руки ватку и ацетон и сотрет ее, или найдутся люди – взломают нацистский сайт и сделают его мультяшным – дело пойдет. И еще нужна стильная социальная реклама.
В 2009-2010-м Евгений Вышенков вел на канале «СТО» программу«Пресс-клуб», поэтому его лицо может быть многим знакомо. Также Евгений – автор идеи и ведущий 12-серийного документального фильма «Опасный Ленинград» и соавтор Андрея Константинова по книгам «Тульский — Токарев», «Свой — Чужой», «Наружное наблюдение» и др.
В новой книге уже только одного автора Евгения Вышенкова описаны реальные истории десятков известных в преступном мире личностей (с фотографиями), в том числе есть главка и о самом себе. С каждым, о ком он пишет, Евгений давно знаком. Почти у каждого невымышленного персонажа в его монологе есть две фразы: «я имел отношение к организованной преступности» и «я был почти во всем советским человеком». И вот в этом “почти” все и заключается – дух времени 90-х годов, криминальные разборки (тоже с фото), а также романтизм разгульной преступной жизни, который затягивал тогда в свой омут с головой.
В анонсе на обложке – предупреждение: “В длинную дорогу не берите. Она написана в стиле устной истории мафии и читается легко”.
- Не обиделись на вас те, о ком Вы написали? – спросила я Евгения.
- Ну некоторые, конечно, простонали, мол, что же ты, зачем это… На этом все и закончилось.
Двадцать лет – цифра не случайная. Это половина пути Моисея. Или четыре пятилетки. За двадцать лет формируется новое поколение. Двадцать лет назад, в 1991-м, были совсем другие герои. Это был 16-18 летний пацан, который уже побывал в колонии. А окружающие – те, кто ходит в школу – хотят быть на него похожи. Он им рассказывает, как не надо работать, как не надо общаться с “мусором”, учиться в школе и служить в армии. В общем, учит быть ярым антисоветчиком. А тех, кто играет на рояле, презирали и вообще – таких надо побить. За двадцать лет все поменялось. И в память об этом – книга. Времена, которые ушли в прошлое, но которые многое изменили в системе и в наших головах. Блатные – это была своеобразная сеть “Вконтакте”, разве что без Интернета.
- Это книга о времени, о нас. Через двадцать лет события осмысляются по-другому. За двадцать лет враги превращаются в попутчиков, - рассказывает автор “Крыши”.
Среди тех, о ком пишет Евгений Вышенков, были и евреи. В книге нет четкой еврейской линии, это, как сказал автор, тема для отдельного разговора за рюмочкой чего покрепче. Возможно, тема для отдельной книги. Забавный момент случился на презентации “Крыши” в Синагоге: те несколько книг, что лежали на столе у автора, начинались с конца – как и положено по еврейским канонам. Поначалу я подумала, что так и нужно, но это просто бракованные экземпляры. В книге, независимо от того, начинается она с конца или с начала, упоминается “человек мудрый, скромный и правильный” (такова надпись на его надгробии, он похоронен сразу за Домом омовения на кладбище) – Берл Горовацкий по прозвищу Берла, детальное, милицейское описание убийства Ильи Векштейна… Думаю, будет корректно, если я дальше напишу – и другие. Кому интересно – найдут это в книге “Крыша” – своеобразном учебнике истории о российском гангстерстве.
На первой страничке книги – еще одно предупреждение: “Все персонажи в книге реальны, любые совпадения – неслучайны”.

 

Источник: ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Путь на сайте

Рекомендуем

Опрос

Современный роман невозможен без:

мистики (хотя бы намек) - 23%
криминальной истории (ничто так не оживляет текст, как пара трупов) - 11.5%
любовной истории (что за роман без любви) - 43.7%
социализации героя (герой должен занять достойное место в обществе) - 21.8%