Марика Ми: «Журналистика мне помогает в писательстве, а писательство – в журналистике»

Марика Ми – молодой автор. Первый свой рассказ она написала про кота Рыжика в семь лет и с тех пор не останавливается. Сейчас Марика учится на 4 курсе факультета МГУ, а ее фантастический роман «Выдумщики» уже стоит на полках московских книжных магазинов и становится бестселлером на интернет-сайтах Ozon и Лабиринт. О перфекционизме в творчестве, гонорарах начинающих писателей и о том, как добиться, чтобы тебя издали.

марика15

 

- Твоя книга – это городское фэнтези. А что это за жанр и чем он отличается от фэнтези обычного?
- Городское фэнтези, как правило, подразумевает фантастические события, разворачивающиеся в нашем городе, в нашей реальности. Под классическим фэнтези нам обычно представляется мир Толкиена, эльфы, гномы. Но все это разделение достаточно условное. Вот роман «Мастер и Маргарита», в принципе, можно отнести к жанру городского фэнтези. Но если я так скажу, то фанаты Булгакова будут возмущаться, потому что Михаил Афанасьевич – это наше все, а фэнтези зачастую понимается как низкий жанр. Мою книгу в некоторых книжных ставят в раздел мистики и ужасов, хотя страшного там ничего нет. Границы между всем этим достаточно размытые.

 

- Многие мечтают стать писателями, рассуждая о том, что когда-нибудь напишут что-то гениальное. Как ты собралась, начала, села? Как протекал весь процесс от возникновения идеи до выхода книги в свет?
- Не было определенного момента, когда мне вдруг захотелось стать писателем: кажется, что я всегда была одержима этой мечтой. Первый рассказ написала в семь лет, поэтому процесс становления у меня был долгий. Дома у бабушки лежит огромная коробка, в которой хранятся все написанные мною произведения, начиная со школы. Как пришла идея этой книги? Сначала в голове появился персонаж, Лаура. Мне она очень ярко представилась, начиная от внешности, заканчивая какими-то чертами характера, и я захотела про нее написать. Параллельно был проект особенного мироощущения, своеобразная философия, суть которой заключается в том, что если ты чего-то хочешь, стремишься к чему-то, то у тебя обязательно получится, даже если все на свете уверены, что это невозможно. Маленький пример из жизни: я училась в МАИ - всегда была технарем, окончила специализированную школу, мне прочили карьеру программиста, считая, что мышление у меня рациональное, а не творческое. В том университете я шла на красный диплом, но отчислилась с четвертого курса, чтобы перепоступить на журфак на бюджет. В деканате бывшего факультета меня сильно отговаривали, аргументируя это тем, что сюда мне никогда не попасть и я просто испорчу себе жизнь. До этого я не сдавала никаких ЕГЭ, литературу тоже пришлось читать самой, ведь в школе нам говорили: «Вы же математики, зачем вам литература? Русский? Давайте, лучше делайте геометрию». На майских праздниках я с диким скандалом забрала из университета документы, купила учебники для подготовки к ЕГЭ и начала заниматься. Снова поступила на первый курс, и только тогда смогла закончить книгу, начатую еще в МАИ. Причем я была уверена, что пишу абсолютно из головы. Но посмотрев на историю своей героини Адель, поняла, что она практически повторяет мою. Ее тоже направляют в то русло, которое ей абсолютно не нравится, говорят, что она не сможет ничего достигнуть в том, чего ей действительно хочется. Видимо, пока я сама не вышла на свой собственный путь, сделать этого не могла и моя героиня.
 
выдумщики15
 
- Читатели уверены, что автор поворачивает сюжетную линию так, как ему хочется, а многие писатели, известные и маститые, говорят: «Мой герой умер, но сам я этого не ожидал», утверждая, что их персонажи живут собственной жизнью. У тебя герои живут по твоим законам или по своим правилам?
- Есть разные подходы к писательству. Бывают люди, которые садятся писать, ничего не зная о будущей книге, у них есть максимум один персонаж. Они утверждают, что герои сами их «ведут». У меня так не получается: если иду на поводу у персонажей, они уводят меня в такие степи, что я прихожу в ужас от написанного. Я отталкиваюсь от идеи. То есть всегда думаю, зачем пишу, что хочу донести через историю героя, через его опыт. Я всегда знаю, что будет в начале и чем все закончится. Обычно стараюсь наметить какие-то точки плана, иначе меня унесет. Хотя иногда бывает, что в последний момент концепция меняется. У меня в финале не получилось сделать так, как планировалось изначально: я хотела убить одного персонажа, но не смогла – поняла, что это будет неправильно.

 

- Некоторые четко планируют день, пишут определенное количество страниц в сутки , другие ждут вдохновения. А какой стратегии в творческом процессе ты придерживаешься?
-Если творить только по вдохновению, то закончишь лет через двадцать. Для меня же работает формула «аппетит приходит во время еды»: сажусь, начинаю перечитывать то, что написала до этого, чтобы войти в настроение. И тогда уже появляется вдохновение и желание творить дальше. Еще толкает к творчеству написание четких планов: если я схематично представляю, как будет выглядеть готовый роман, то хочется поскорее окунуться в него, рассказать обо всем людям.
Я стараюсь писать каждый день понемножку. Для меня это единственное правильное решение. Если ты пишешь даже целые сутки, но всего раз в неделю, то пока раскачаешься и вспомнишь, что было, пройдет много времени, а стиль выйдет не оригинальным и авторским, а рваным. Я постоянно обдумываю, как что-то сделать, как написать: в метро, перед сном, в ночи вскакиваю и записываю идеи, которые приснились. Правда, однажды спросонья я записала какую-то, как мне тогда показалось, гениальную мысль, которую так и не смогла расшифровать.

 

- Творческий процесс написания книги понятен. А как протекала «менеджерская» часть? Поделись опытом, как добиться того, чтобы издали твою книгу.
- Некоторые считают, что издаться можно только по блату. Самое интересное, что у меня действительно есть знакомый редактор, которого я однажды спросила, издал бы он, например, просто так свою жену, на что он ответил, что и свои рукописи-то не всегда издает. Вот что я поняла: во-первых, издание книги – процесс, который зависит не от одного человека, во – вторых, издательство - это бизнес. Не надо питать иллюзий, что если ты подружишься с кем-то из редакторов, тебя издадут.
Моя история совсем не невероятная, ведь рукопись не попадала в издательство случайно. Я сама отправляла книгу в разные места абсолютно банальным способом. Так же она попала и в Астрель – СПб (часть издательства АСТ), которое впоследствии ее и издало. Когда мне долго не отвечали по электронной почте, я начинала звонить, на что мне говорили: «Может, ваша книга и гениальна, но мы ее даже еще не читали, потому что у нас полностью забит пакет. Давайте, в сентябре созвонимся. Или через год. Или когда-нибудь». Меня это настолько расстраивало, что я даже не перезванивала, потому что была уверена – они сольются. Больше всего меня печалило то, что никто книгу даже не прочитал. Ведь если тебе скажут: «Извините, вы написали плохую книжку. Мы ее не можем опубликовать», то ты будешь пытаться писать лучше. А тут никто даже о тебе не знает. Пусть я себе льщу, но даже если бы я была второй Роулинг, меня все равно не стали бы читать из-за недостатка времени. Однако я все-таки решила добиться публикации, замучав всех. По почте издательство мне не отвечало, я нашла их в ЖЖ, написала там. Обнаружилось, что книгу они даже не получили. Я упорствовала, снова выслала им рукопись и, наконец, ее опубликовали. В общем, главное быть адекватным, не устраивать истерик и идти до конца.

 

- Сколько у тебя в целом занял процесс «производства»?
- Это сложно точно подсчитать. Я несколько раз переписывала книгу с нуля. Года два писала, потом корректировала в соответствие с редакторскими замечаниями. Финишной прямой были косметические правки. В сумме получилось около трех лет.

 

- Что ты редактировала? Исправляла стилистические неточности или меняла сюжетные линии?
- Так как я новичок, ко мне были претензии вроде «нераскрыта какая-то тема». Когда просят поправить сюжет, возникает вопрос, готов ли к этому автор. Некоторые стоят на своем, что важно именно так, и никак иначе, и я их понимаю. Это личное мнение редактора, что нужен хэппи энд, а не смерть главного героя, автор часто считает по-другому. Мне же указали на те недостатки, которые я знала и сама, но так как «Выдумщики» были моей первой книгой, опыта немного, осознание в голове было, но на бумагу оно не вылилось. В то же самое время я консультировала по экранизации романа (правда, не знаю, как обстоят дела с ней сейчас), и когда в издательстве мне сказали больше раскрыть мир, я это с радостью сделала. Ведь это мне пригодилось и для кино.

 

- Какое направление литературы тебе близко кроме фэнтези? Кем из писателей ты восхищаешься, кто тебя вдохновляет?
- Собственно книги жанра городское фэнтези я особо и не читаю. Но околофэнтезийных авторов классической литературы безумно люблю: Гофман, Гессе, Набоков с его «Приглашением на казнь»…

 

- Ну а как ты считаешь, чтобы писать самому, важно ли много читать? Или лучше не перегружать мозг чужими сюжетами и идеями, а писать что-то свое?
- Некоторые думают, что если они не будут читать авторов, в жанре которых пишут сами, то создадут что-то оригинальное. Чаще происходит наоборот. Я, например, никогда в детстве не читала про «попаданцев» - героев, которые попадают из нашей реальности в другую. И первое, что я написала в 12 лет, будучи уверенной в собственной оригинальности и гениальности, было о подростках, которые перемещаются в фэнтези-мир. Так обычно и бывает: если ты незнаком с жанром, то будешь постоянно изобретать велосипед, рассказывая о том, что уже много раз описывали.

 

- Ты говоришь, что одна из твоих героинь похожа на тебя: все ей говорили, что у нее ничего не получится, а она все равно добилась своего. Есть ли реальные прототипы у твоих героев, присутствуют ли в книге коллективные портреты друзей или все персонажи совсем абстрактные, к кругу твоего общения никак не принадлежащие?
- Когда я пишу, то пытаюсь абстрагироваться. Боюсь изобразить кого-то реального: опасаюсь, что человек прочитает, узнает себя и настучит мне по голове. Но когда перечитываю, понимаю, что эту деталь взяла у одного, а эту черту характера – у другого. То есть неосознанно получаются собирательные образы. Отчасти они взяты из головы, отчасти - это неидентефицированные коллективные портреты. У меня было два персонажа в «Выдумщиках», которые похожи на моих знакомых, но это получилось неосознанно.

 

- Ты учишься на четвертом курсе факультета журналистики, наверняка уже где-то работала или стажировалась. Помогает тебе писательский опыт или мешает в журналистике?
- Я сейчас работаю на портале Slon, делаю там календарь – то есть хожу на лекции, темы которых мне интересны, и пишу материалы. Так что журналистика мне помогает в писательстве, а писательство – в журналистике. Хотя бы в том, что я привыкла писать много и долго. Усидчивость, умение быстро писать и четко формулировать свои мысли – это полезные навыки. Когда ты написал много текстов, даже нежурналистских, то у тебя вырабатывается стиль и чувство языка, что очень важно и для корреспондента.

 

- Если говорить об экономической составляющей: получаешь ли ты какие-то дивиденды от книжки или о прибыли еще рано говорить? Что может получить начинающий писатель кроме уверенности в том, что его прочитают и что его идея донесена до масс?
- Есть два мифа о писателях. Первый: «Никого не издают бесплатно. Ты сам за все платишь». И многие меня спрашивали, где я нашла столько денег. Действительно, существуют издательства, которые публикуют тебя за деньги, но потом они отдают тебе весь тираж, и можешь делать с ним, что хочешь. Это, по-моему, тупиковый путь. Разве что популярный блогер может себе позволить его выбрать. Второй миф: «Ты заработаешь очень много и больше никогда не будешь нуждаться в деньгах». Как только я закончила книгу, мне позвонил крестный, поздравил с тем, что я добилась своего и смогу больше никогда не заниматься журналистикой, буду только писать. На самом деле, писателям платят мало. Выплаты зависят от тиража книги – чем он больше, тем выше, соответственно, процент. Тираж зависит от популярности. Если у тебя огромные тиражи и куча поклонников, то ты приносишь больше прибыли, и все издательства мечтают тебя заполучить. Новички часто только уходят в ноль, поэтому их печатают в ограниченном количестве – издательство ведь рискует, в начинающих никто особо не вкладывается. Мой тираж всего 2000 экземпляров, хотя теперь выпускают и меньше. Если книга пойдет, то будут расти продажи, увеличиваться тиражи, можно будет проводить пиар-акции. Но это долгий процесс. И вообще, если человек хочет получить много денег прямо сейчас, то в писатели лучше не идти.

 

- Уже есть почитатели твоего таланта и фанаты? К тебе обращаются незнакомые люди с отзывами о твоей книге?
- Самое приятное, когда начинают писать те, кого ты совсем не знаешь. Одни случайно взяли книжку, другие увидели у кого-то и решили прочесть. Однажды мне написал мальчик 12 лет, который взял почитать мой роман у своей тети. Книга ему очень понравилась, вдохновила его. Это здорово, когда тебе пишут незнакомые люди и говорят, что ты их вдохновляешь. Потрясающе, когда узнаешь, что твою книгу читают не только родственники и друзья.

 

-Твоя книга вышла в феврале. Какие твои дальнейшие планы: уже пишешь следующую или ждешь вдохновения?
- Свою вторую книгу я закончила еще полтора года назад, но планирую переписать, потому что многое, на мой взгляд, там получилось неудачно. Я немного перфекционист в этом отношении. Сейчас я пишу уже третью книгу (это если считать завершенные произведения, потому что некоторые закончить так и не получилось – разочаровывалась в идее, не доходя до финала), но времени не так уж много – есть же еще учеба и работа.

 

- Что бы ты пожелала таким же молодым авторам, как и ты, тем, кто мечтают писать и издаваться? Что бы ты посоветовала им делать или не делать?
-Как ни банально это прозвучит, советую много читать и много писать, все приходит только с опытом. А еще бороться, трудиться, не прогибаться под формат, писать только о том, что тебя действительно волнует и трогает.

 

У Ады непростая жизнь. Отец загадочно исчез много лет назад, брата, единственно близкого человека, считают сумасшедшим. Мать, с которой у Ады сложные отношения, подозревает, что дочь тоже больна. И сама Ада ощущает, что не такая как все — иногда она видит то, что не видят другие. Всё меняется, когда в жизни Ады появляется таинственная Лаура. Та объясняет, что они — выдумщики: избранные, способные превращать свои фантазии в реальность. Они могут жить в особенном месте, недоступном для обыкновенных людей,— Мирграде. Ради спасения брата Ада отправляется туда. Но у иного мира свои законы, не менее жестокие, чем у этого. Там есть свои охотники и есть их жертвы.
 
Источник: газета "Шпиль"

Путь на сайте

Рекомендуем

Опрос

Современный роман невозможен без:

мистики (хотя бы намек) - 23%
криминальной истории (ничто так не оживляет текст, как пара трупов) - 11.5%
любовной истории (что за роман без любви) - 43.7%
социализации героя (герой должен занять достойное место в обществе) - 21.8%