Интервью Марии Артемьевой "Мастерской писателей"

Российская писательница, одна из ярчайших представителей отечественного хоррора, автор книг «Тёмная сторона Москвы», «Тёмная сторона Петербурга» и «Тёмная сторона российской провинции».

темнпет20

 
— Первый вопрос — традиционный. Как началась писательская жизнь? Почему вообще потянуло писать?
— Люди рождаются с определенной тягой к чему-то. Но еще очень сильно влияют родители. Хотя в моем случае все выглядит достаточно мистично: я решила быть писателем, когда мне было 5 лет. Я тогда не умела ни читать, ни писать, но, думаю, мои родители уже тогда сумели внушить мне огромное почтение и уважение к книге, к писательству. Мама каждый вечер читала вслух мне и брату. В нашем доме была огромная библиотека — книги занимали всю стену в самой большой комнате. Скорее всего, именно это и повлияло. Помимо присущей всем детям привычки сочинять и выдумывать.
 
— Как происходил выбор жанра, в котором писать? Почему хоррор?
— Я начинала со стихов. На прозу перешла, когда решила поступить в Литературный институт. Творческий конкурс прошла на оба отделения, но решила, что стихи — это не профессия. Переход на прозу многое изменил во мне. А хоррор и мистика… Я с детства любила страшные истории читать, придумывать и рассказывать. Но, скажем, в Литературном институте массовые жанры вообще как-то вне закона. По крайней мере, были, когда я там училась. Потом я занималась детской литературой как редактор и как автор тоже — есть две повести, которые мы в соавторстве с Борисом Ханом сделали для журнала. И одну повесть-сказку я написала сама, очень слабенькую. Но даже там у меня, помимо Бабы-Яги и Лешего, участвуют, например, вурдалаки… Так, если присмотреться, желание пугать читателя, тяга к страшному во всех моих текстах так или иначе прослеживается. Но по-настоящему глаза открылись благодаря знакомству моему и сотрудничеству с издательством Астрель-СПб, ведущим редактором Астрели Ириной Епифановой и с журналом «Даркер», его создателем и издателем Михаилом Парфеновым. Вот люди, которым я обязана пониманием, чего же я по-настоящему хочу в творчестве.
 
— Расскажите, пожалуйста, о первых публикациях своих рассказов.
— Одна из первых — на втором курсе института, журнал «Работница». Такой женский какой-то слезливый рассказик. Потом, в 2006, мне пришла в голову идея фантастического рассказа на тему религии. Я села, написала, отправила в «Полдень XXI век» — его взяли. Первые публикации шли легко. У меня не было жгучего желания публиковаться — я считала, что мне надо сперва что-то серьезное наработать. У меня и сейчас такого жгучего желания нет. В этом плане я, наверное, ленивая просто.
 
— Первый роман. «Тёмная сторона Москвы» — это первая книга или были большие произведения и до неё?
— Первая опубликованная в качестве книги. Повести (в соавторстве) были в журнале.
 
— Собственно, обязательный вопрос: что вдохновило собирать городские легенды и сделать из этого книгу?
— Вдохновило не что, а кто. Конкретный человек: Ирина Епифанова, ведущий редактор Астрели СПб. Ирина знает и любит жанр ужасов. За рубежом жанр городских легенд — довольно популярная вещь. А у нас нельзя сказать, что рынок перенасыщен в этом плане. Ирина предложила мне сделать три пробных текста. Другие авторы тоже пробовали. Издательству понравился мой вариант разработки темы. Нам одобрили заявку — и вот такой проект получился в итоге.
 
— Были ли презентации? Или какие-нибудь мероприятия, посвящённые творчеству?
— Издательство не имеет возможности вкладываться в рекламу. По большей части этим занимаются сами авторы. А я, по лени своей и неопытности, ничего не делала. Но тут Михаил Парфенов — издатель и создатель хоррор-сайтов в сети очень многим и мне, и проекту помог. Так что наши мероприятия по книгам «Темной стороны» можно видеть в сети.
 
— Как складывалась работа с издательством? Что нужно учесть на будущее?
— Знаете, это покажется глупым, но у меня на самом деле нет такого опыта, которым я могла бы поделиться. В моем случае все как-то само собой делалось, так что — увы.
Хотя, с другой стороны — я ведь успела поработать редактором в книжном издательстве, так что какие-то общие рекомендации у меня есть благодаря моей прошлой работе.
Рекомендации очень простые: ставьте себя на место человека, с которым общаетесь. Редактор — ваш основной проводник в мир публикаций — будьте с ним вежливы и доброжелательны. Уважайте труд редактора. Исходите из этого — и многие вещи станут намного проще.
 
— Есть ли какие-нибудь детали при заключении договора? Или тут надо смотреть по обстоятельствам?
— Деталей множество. Но таких кабальных и мошеннических договоров, как, бывало, подсовывали авторам в 90-е годы, сейчас уже не делают. Так что сильно пугаться не надо, но надо все пункты читать внимательно, если что-то не понятно — спрашивать. У редактора, у друзей. И не торопиться подписывать. Относитесь с уважением к собственному труду, отстаивайте, если необходимо, свое мнение. В конце концов, договор называется договором именно потому, что люди договариваются.
 
— Можете дать несколько советов для авторов-новичков по общению с издательствами?
— Не торопитесь публиковаться. Писатель должен быть сперва опытным читателем, потом опытным писателем. А публикантами сделаетесь сами по себе, когда придет время. Возможностей для этого масса.
 
— Чьё творчество нравится читать самой? Есть ли любимые авторы и произведения?
— Я в свое время очень много читала: классической литературы, русской, зарубежной, жанровой — в основном фантастику и детективы. Любила и люблю Конан Дойля, Стивенсона, Гоголя, Стивена Кинга, детективы Хмелевской, фантастику Хайнлайна, Бредбэри, Генри Каттнера, прозу О.Генри, Ильфа и Петрова, Аверченко… Перечислять долго и бессмысленно: мы все читаем примерно одни и те же хорошие книги. Сейчас я читаю меньше, отрывочнее. Последняя книга, которая очень мне понравилась — роман Джона Хилла «Рога». Проглотила за один вечер.
 
— Не могу не спросить о сборниках. Вообще как появилась идея заняться созданием именно сборника?
— Я устала писать рассказы. О.Генри за всю жизнь написал 280 рассказов. Я уже больше 100 написала, а может, и больше, точно не знаю. Но проект «Темная сторона» хочется поддержать. Поэтому вот такая появилась идея — сделать тематические межавторские сборники.
 
— Что необходимо знать и учитывать при составлении сборника? Какую работу нужно проделать, чтобы издательство согласилось сотрудничать и доверило «титул» составителя?
— Я написала три книги рассказов, обсудила со своим замечательным редактором Ириной Епифановой темы, выбрали одну и решили поработать с ней. Тут я пошла на некоторый риск: издательство не может одобрить заявку на ненаписанную книгу. Поэтому, собирая рассказы и обещая публикацию в сборнике, я рисковала своей репутацией. Если бы сборник в издательстве не одобрили, вряд ли моим обещаниям поверили бы в другой раз. Но все сложилось удачно: мы собрали сборник — за что огромное спасибо уже упомянутому Михаилу Парфенову и Александру Подольскому, главному редактору «Даркера», они очень мне помогли — сборник одобрили к публикации.
 
— Какой вышла «Тёмная сторона дороги»? Чем она привлекает читателя?
— Насколько мне известно, ее еще нет в продаже — мы буквально со дня на день ее ждем. Но первые читатели у книги уже есть — это наши друзья, любители хоррор-литературы, знатоки жанра. Пресс-прочтение первое состоялось, и первая рецензия уже есть в «Даркере», авторства Максима Филатова, скоро должна еще одна появиться на «Зоне ужасов».
Что мы ценим в дорожных ужасах вообще? Страх неизвестного. Стоит выйти за порог — и никто не знает, что ждет человека там. Проклятые дороги, таинственные, пугающие попутчики, необъяснимые, загадочные приключения… Все это в самых разнообразных вариантах, увиденное глазами разных авторов есть в «Темной стороне Дороги». Думаю, если вы прочитаете книгу — вы задумаетесь потом, стоит ли садиться в машину к незнакомому бомбиле, не раз и не два окинете опасливым взглядом обычную городскую маршрутку или троллейбус… Не говоря уж о тоннелях метро, где ревет то ли ветер, то ли неизвестное науке чудовище. Попутно заинтригую: в книге, помимо обычных людей, канонических призраков и демонов, вы встретите и оживших мертвецов, и странные сказочные персонажи, о которых с детства позабыли, и совершенно необъяснимые создания вроде Бога тошноты, полуживотного-полуДеда-Мороза, и киллеров из другого измерения. Скучать на нашей Дороге не придется никому!
 
— И тут же плавно перейдём к «Тёмной стороне Интернета». Я знаю, что набор уже закрыли, рассказы получены. Как оцениваете присланный материал? Есть ли намётки, сколько текстов может войти в сборник?
— Мы ориентируемся на волшебное число 25. Но, если в издательстве косо не посмотрят, может быть, и больше рассказов войдет. Материала собрали довольно много: я даже вынуждена была под конец привлечь к работе помощника, чтобы не затягивалось дело. Автор, журналист, блоггер Зоны ужасов Валерий Галатинов помогал мне читать присланные тексты. Могу сказать, что общий уровень работ был достаточно неплохой. Конечно, были слабые вещи, но очень мало. Откровенно школярских работ вообще ни одной не было. Видимо, мы сумели найти наиболее подходящие площадки, чтобы разместить свое объявление. Так что всем, кто сделал репосты — в частности, порталу «Мастерская писателя», мы признательны. Благодаря вам нам удалось расширить круг авторов, даже при том, что самая, конечно, обширная аудитория у нас была на странице проекта «Самая Страшная Книга-2015».
 
— В цикле «Городские легенды» у вас три книги. Над какой было работать интереснее всего?
— Над первой. Потом над второй. И над третьей тоже. Но по-разному. Первую книгу я писала немного по-лихачески — и страшно, и весело, потому что первый большой проект доверили. Вторую книгу писала с огромным интересом, потому что, будучи уроженкой Москвы, влюбилась в Питер и очень хотелось поглубже влезть в его историю, понять характер этого города, попасть в его стиль.
А третья книга для меня самая дорогая, потому что в нее вошел весь мой предыдущий опыт поездок по стране, занятия альпинизмом, походы — горные и подземные, речные, пешие, на байдарке; общение с множеством людей из разных городов. У нас в стране очень много интересного! Иногда смотришь на все это уникальное богатство — и природное, и фольклорно-историческое и обидно делается — ну почему у нас так плохо развит туристический сектор? Нам стоит знать свою страну, нам имеет смысл общаться — у нас замечательные люди и много любопытного.
 
— Как складывается общение с редактором? Много ли приходится вносить правок и каким образом это происходит?
— Замечательно складывается! Мы с уважением относимся друг к другу. Уважение — залог любых хороших отношений. Не только с редактором!
 
— Какой читательский отзыв на ваши работы запомнился больше всего?
— Два первых. Один был чудовищно плохой, отрицающий меня вообще как автора. Другой — исключительно хороший, я такого и не заслуживаю на самом деле. Первый на неделю вогнал меня в жуткую депрессию. Второй — спас. Некая Ольга Попова — да, имя помню — написала этот отзыв на сайте книжного магазина «Лабиринт». Я этот отзыв сохранила. Как лекарство. )
 
— Чёртова дюжина 2014. Чего вы ожидаете от этого конкурса как судья?
— Потрясающе интересных рассказов в жанре хоррор! Думаю, будет круто. В этом году наши мэтры, возвысившись духом, решили кинуться в стихию творчества. Аудитория конкурса будет шире. Так что человек, который в этом году выиграет конкурс, с моей точки зрения, заслужит медаль размером с тарелку. Как минимум! Конкурс изначально строился как широкий, с демократическим подходом, оригинальный по форме и при этом еще вполне профессиональный. Буду прилагать со своей стороны все усилия, чтобы не уронить репутацию нашего конкурса, наоборот — упрочить ее. Очень хочется, чтобы у авторов, пишущих хоррор в нашей стране, был свой солидный и уважаемый конкурс. Глядишь, и до собственного конвента и литературных премий дорастем!
 
— Что значит — быть счастливым?
— Как правило, чтобы чувствовать себя счастливым, человеку достаточно нравиться самому себе. Чтобы нравилась своя внешность, свое состояние организма. Чтоб был доволен тем, что задумал и сделал, своим окружением… Быть в мире с миром и собой. Это просто и понятно: надо только иметь правильное воспитание и хорошие привычки.
Но бывают с человеком и более странные вещи: предчувствие счастья. Вот ничего такого рядом и вдруг — на тебя будто теплым солнечным ветром подуло. Улыбаешься, не зная чему. Мне кажется, это просто ощущение любви — кто-то или что-то где-то тебя любит — и ты это всей кожей ощущаешь. Вот такое бывает иногда счастье. Интересное.
 
— Много ли задумано проектов? Что хочется написать ещё?
— Я сейчас для себя решила одно: хватит рассказов. Мысли-идеи-сюжеты по-прежнему приходят, но я не стараюсь их тут же реализовать. Хочу поработать над большой вещью. Начала писать роман. План расписан, три главы сделала, как дальше пойдет — посмотрим. Объем меня не пугает. Мне интересно — удастся ли удержать читательское внимание и сделать книгу по-настоящему увлекательной. Вот эту высоту мне хочется взять!
 
______________
 
Сайт Марии Артемьевой
 
Страница в МП
 

Беседовала Сворн Турайсеген

Путь на сайте

Рекомендуем

Опрос

Современный роман невозможен без:

мистики (хотя бы намек) - 23%
криминальной истории (ничто так не оживляет текст, как пара трупов) - 11.5%
любовной истории (что за роман без любви) - 43.7%
социализации героя (герой должен занять достойное место в обществе) - 21.8%