Наталья Лебедева. Дюжина страхов мира "Крысиной башни"

Роман «Крысиная башня» Натальи Лебедевой, вышедший в конце прошлого года, написан в сумеречной гамме мистики, психологического триллера и литературы ужасов. Во время прочтения то и дело посещает мысль, что автор целенаправленно трогает струны самых различных человеческих страхов. Эта палитра — да еще надпись «"Самая страшная книга" рекомендует» на обложке — подтолкнули к этому «Самому страшному интервью»: а не пройтись ли нам по заключенным в книге страхам?


Страх № 1. Профессиональный

Что, на твой взгляд, самое пугающее в том, чтобы быть писателем? Самый большой кошмар писателя — отказ в публикации, остаться незамеченным, зависть к коллегам, плохие отзывы? А что, по-твоему, уравновешивает негативные моменты?

Самое пугающее для меня — остановиться. И не важно, в чем. Я все время должна чувствовать, что двигаюсь вперед: конструирую более интересные сюжеты, легче владею стилем, придумываю новые фишки, завоевываю новых читателей. Все остальное, собственно, не так уж важно. Отказ в публикации меня не пугает: если такое случится, я восприму это как повод придумать другой способ донести свои книги до читателя. Остаться незамеченной — да, страшновато. Но меня уже замечают, так что и это в определенной степени преодолено. Зависть к коллегам никогда меня не настигала. Если кто-то пишет восхитительные вещи, я искренне восхищаюсь и получаю удовольствие от чтения. Плохие отзывы — неприятно, но не смертельно. Это просто нужно принимать как часть писательской жизни.

Страшно — это когда начинается пробуксовка, и я не знаю, как выбраться из этого состояния, когда все расползается под пальцами. Тогда становится психологически тяжело. Но я так люблю создавать сюжеты и персонажей, что оно того стоит. Кроме того, я всегда знаю, что пробуксовка рано или поздно кончится, и я ринусь вперед.

Страх № 2. Запретный

Считаешь ли, что есть какие-то запретные темы, которых писатель в своих книгах ни за что не должен касаться? И почему?

Есть страшные темы — запретных нет. Смысл книг в том, чтобы говорить о чем угодно, чтобы человек получил возможность интимного, анонимного разговора обо всем, даже о собственных ненормальностях, которые, возможно, пугают его самого. Книги — это отдушины, которые помогают снижать давление в грозящем взорваться котле, разобраться в страшном и стыдном. Да, иногда они служат катализаторами, но, на мой взгляд — гораздо реже. И, скорее, к моменту прочтения процессы в человеке уже были необратимы.

Ну а перед теми, у кого нет таких проблем, книги поставят проблему, дадут возможность подумать над ней и сформировать собственное отношение.

Страх № 3. Суеверный

Когда-нибудь бывало такое, что боишься что-то писать, не пишешь из суеверия (а вдруг сбудется)? Как думаешь, книги влияют на реальность, прямо или косвенно? Если да, то как именно?

Совру, если скажу, что никогда об этом не думала. Одно время даже серьезно боялась, что что-то может произойти с человеком, если я напишу с него персонажа. Но потом, с опытом, этот страх ушел. Вот герой «Крысиной башни» — Мельник — обладает большой силой и боится, что она выйдет из-под контроля. А я такой силой не обладаю. Было бы глупо, самонадеянно и даже самовлюбленно думать, что я могу с легкостью менять ход вещей. И еще я поняла одну важную вещь: любое самоограничение губительно для творческого человека. Никакой глупый суеверный страх не строит внутренней свободы, ведь ее отсутствие ведет к напряжению, которое неизбежно воспринимается читателем как фальшь. А кто хочет читать фальшивые книги?


Страх № 4. Сверхъестественный

Главный герой романа Вячеслав Мельник — сильный экстрасенс с различными умениями. В газетах, вон, размещают объявления об услугах экстрасенсов и прочих магов. А приходилось ли тебе встречать людей, которые называют себя экстрасенсами? Как думаешь, в этом что-то есть, хоть какая-то крупица истины, или сплошь вымысел и суеверие? Что-нибудь, связанное с предрассудками, с суевериями, с магией (проклятья и т. д.), тебя способно испугать?

Нет, экстрасенсов в жизни я не встречала — только и видела, что объявления в газетах. Я даже не слышала, чтобы люди говорили: вот, мол, у меня есть знакомый, так он... О «газетных» не один раз слышала от людей, которые работали в полиции. Так вот, полицейские утверждают, что доведенные до отчаяния родственники пропавших без вести иногда обращаются к экстрасенсам, но те никогда никого не находят.

Крупица истины есть в том, что у нас, как мне кажется, есть и другие уровни восприятия, мы многое предугадываем, предчувствуем, но это работает не так примитивно, как хотят убедить нас сильно накрашенные тетки с магическими шарами. Они используют суеверные страхи, чтобы тянуть деньги из испуганных и несчастных людей. А мир сложен, он пронизан какими-то странными нитями, необычными связями. И если это неправда, мне все равно хочется в это верить. И это, скорее, какая-то информация, а не то, что способно физически навредить. Так что нет, ничто иррациональное меня не пугает.

Страх № 5. Патологический

В книге есть и маньяки, и нечисть, причем маньяки, на мой взгляд, пострашнее будут. Тщательно и достоверно выписаны механизмы их психики. Откуда такой интерес к психическим патологиям, к маньякам и к их внутреннему миру?

Да я и сама реальных угроз (в том числе, исходящих от людей) боюсь больше, чем каких-то выдуманных существ. А когда я чего-то боюсь, я должна понять, как это работает. Дело в том, что я мелкая и слабая — физически. Я не могу подвинуть гору или вынести коня из горящей избы. Меня спасает только то, что я раз за разом репетирую в голове все плохое, что может произойти. Кто-то меня осуждает, говорит, что нельзя мыслить негативно. Но эти люди не видели меня в критических ситуациях. Я становлюсь жесткой и действую четко и хладнокровно — потому что план у меня есть заранее. А вот если я не думаю о плохом и надеюсь на лучшее, то в критической ситуации веду себя как мокрая курица, как беспомощная девчонка — и потом ненавижу себя за это.

Ну и потом, ведь только кажется, что психи и маньяки — это что-то нелогичное. В каждом безумии есть свои строгие законы, причины и следствия. Каждая душевная болезнь — это хитрая загадка. А загадки я тоже люблю. Без них скучно жить. [...]

Читать дальше в журнале DARKER

Путь на сайте

Рекомендуем

Опрос

Современный роман невозможен без: