«Великий внутренний дракон и муж, облачённый ужасом»: интервью с М.С. Парфёновым

парфенИнтервью с М.С. Парфёновым, куратором и составителем серии «Самая страшная книга», в преддверии выхода его сольного сборника рассказов «Зона ужаса».

Виктор: Здравствуйте, Михаил!

М.С.: И я вас приветствую.

Виктор: Этот год обещает стать для серии «Самая страшная книга» особенным. Помимо очередной «ССК», продолжения линейки «13» - на это раз «13 монстров» - и запланированного выхода первого романа (Виктор Глебов, «Фаталист»), планируется авторский сборник – «Зона ужаса», принадлежащий вашему перу. Конечно, было бы странно, если бы ССК-серия обошлась без сборника её составителя – полагаю, выход «Зоны ужаса» был ожидаем поклонниками серии уже давно. И раз это свершилось, давайте поговорим сегодня, прежде всего, о том, как шла подготовка к созданию данного сборника и что ждёт читателя под обложкой.

М.С.: Мне кажется, для нашей серии каждый год — особенный. Первый год был дебютом, к которому мы шли несколько лет. Следующий год тоже был важен: успех ССК 2014 стал для нас бо-о-ольшим авансом, который мы обязаны были отработать, то есть кровь из носу надо было делать следующую антологию лучше. К тому же, мы начали расширять серию: вышли антологии «13 маньяков» и «Хеллоуин». В 2016 году важно было удержать планку, а еще мы подготовили авторский сборник нашего покойного друга и коллеги Владислава Женевского. Это был большой риск и для нас, и для издателя — авторские сборники рассказов, мягко говоря, не очень хорошо продаются, так что, если бы провалился «Запах», это стало бы серьезным ударом по ССК-серии в целом.

Мы же воюем за тиражи каждой книги, а к нашему мнению большие шишки в АСТ-Эксмо не всегда прислушиваются (как и к мнению наших друзей-редакторов, увы). Для книги Женевского мы хотели тираж в 2000 экземпляров, а получили больше, 2500, но вот эти дополнительные полтысячи как раз и продавались дольше всего. Слава богу, в итоге нам дали «добро» на продолжение линейки авторских сборников. Но и тут не обошлось без сюрпризов.

Виктор: Вы в хорроре уже давно. Когда возник замысел создать собственный сборник? Что мешало осуществить эту затею сразу?

М.С.: У меня не было задачи любой ценой издать книгу себя любимого. Нет, я, конечно, подумывал об этом, но никуда не спешил. Есть более важные вещи. Мне хочется, чтобы наше детище, ССК-серия, представляла жанр ужасов и мистики разнообразно и интересно. Одними антологиями тут сыт не будешь, поэтому мы (я и редактор Ирина Епифанова) почти сразу уговорились, что постараемся достичь большего и, в случае успеха, будем расширять серию. В начале была «Самая страшная книга» как серия антологий-ежегодников (ССК 2014, ССК 2015 и т. д.). Потом мы развили ее, добавив тематические антологии «Хеллоуин», «13 маньяков», теперь вот «13 ведьм». И мы давно искали романы, чтобы начать выпускать авторские книги. Но с крупной формой имелись проблемы.

И вот стало понятно, что, если мы хотим развиваться и разнообразить серию, то нам нужны авторские книги, а с подходящими романами все сложно. Зато у целого ряда авторов вполне уже набирается классных историй — рассказов и повестей — на авторский сборник. Да, такие сборники, как правило, повышенным спросом не пользуются. Но, с другой стороны, раньше ведь и русский хоррор, как считалось, никому не был нужен, а потом вышла ССК 2014 (довольно «сырая» еще, на самом деле, книга) и разлетелась за считанные месяцы. А потом ССК 2015 продалась еще лучше, и то же самое случилось с ССК 2016, ССК 2017, успехом пользовались и «13 маньяков», и «13 ведьм». И даже не самый удачный «Хеллоуин» по большей части разошелся. В общем, мы решили рискнуть с авторским сборником.

Я переговорил с несколькими авторами. У Дмитрия Тихонова сборник был фактически готов. Первым планировали выпустить его! Кое-что было готово у Владислава Женевского, Александра Матюхина, Александра Подольского и других. Я стал подумывать и о собственной книге, которую решил назвать «Зона ужасов», в честь своего информационно-развлекательного ресурса о хорроре (тогда это название показалось мне удачным в первую очередь с точки зрения коммерции, пиара). Но своим сборником я планировал заниматься долго, никуда не торопясь. Сначала надо было издать книгу Тихонова, потом Женевский намеревался написать несколько вещей, которыми мы бы «добили» его авторский сборник. Моя книга должна была выйти в лучшем случае третьей по счету — и то только, если предыдущие имели бы какой-то успех.

Такие у меня были планы. Но, увы, Женевский уже в то время был тяжело болен. И осенью 2015 года он скончался. В то, что это случилось, никто не мог поверить. Такие люди, по-моему, вообще не имеют права умирать, они должны жить вечно. Влада все любили, а он любил литературу и искусство так, как, наверное, любят спутников жизни. И вот эта жизнь, этот взлет умной, творческой личности, талантливейшего писателя, которому все без исключения прочили большое, великое будущее, оборвались.

И Дима Тихонов, и я были друзьями Влада. Черт побери, мы как-то пили пиво и играли в «Ужас Аркхэма» все вместе. Тихонов, я и другие друзья-писатели решили, что наши авторские книги могут подождать лучших времен, а мы должны сделать все возможное, чтобы свет увидела книга Женевского. Мы готовы были собирать деньги на издание при помощи краудфандинга, но наши друзья из редакции «Астрель-СПб» пошли нам на встречу. Так что «Запах» Влада вышел и стал первым авторским сборником в ССК-серии.

Это было рискованно еще и потому, что литература Женевского — специфична. Это шикарная, «вкусная» проза, пиршество для гурмана, но мы ведь все потребляем фастфуд, в том числе и литературный. Триллеры Гришэма или Паттерсона вряд ли кого поразят как особо изысканная проза, но они чертовски увлекательны. Стивен Кинг прежде сделал себе имя как автор страшных и страшно интересных книг, а уже много позже утвердился как большой мастер прозы. Женевский же писал в своем, особом стиле, в котором много общего с прекрасным, но несколько тяжеловесным стилем незабвенных классиков (не зря он был поклонником и знатоком творчества Лавкрафта, равно как и его предшественников и последователей). Прозу Женевского язык не повернется сравнить с фастфудом, а назвать ее «коммерческой» было бы, наверное, оскорблением для автора. Как воспримет эту прозу наш читатель? Оценит ли, примет ли?.. Мы не знали, как много среди читателей ССК-серии тех, кто любит подобное. Но не издать эту книгу мы не могли.

В итоге «Запах» продался. Не сразу, далеко не сразу. Но, поскольку это в первую очередь хорошая и очень талантливая литература, книга продавалась постепенно — сначала в магазины ушла одна партия, затем вторая, третья… Сейчас на складах издательства остается два-три десятка экземпляров, то есть можно сказать: книга продавалась долго, но эти продажи не останавливались, как бывает с другими книгами и как произошло, в частности, с моей экспериментальной антологией «Темные», отгрузки которой встали где-то на уровне 1800 экземпляров, да так и повисли - эти 200 книжек лежат теперь на складах мертвым грузом, из-за чего я ощущаю вину перед издателем.

Нам не давали «добро» на продолжение линейки авторских сборников из-за всего этого. Но потом стало ясно, что «Запах» продается, а тут поспели еще и «13 ведьм» с ССК 2017, динамика продаж которых была лучше, чем у всех предыдущих наших книг. Они буквально за месяц-полтора разлетелись! Наконец, редактор написала мне, что мы можем двигаться дальше с авторскими книгами. Но в «Астрель-СПб» настоятельно рекомендовали издать следующим сборником мою «Зону ужаса».

Виктор: Объясните смысл названия. Конечно, всем известно, что у вас есть одноимённый сайт, но наверняка имеется и иная причина, по которой вы окрестили свой сборник именно «Зоной ужаса».

М.С.: Сайт называется чуть иначе - «Зона ужасов». То есть это место, где можно узнать о самых разных ужасах в кино, литературе, играх, жизни. Это сайт, который смотрит на мир глазами хоррор-фэнов, к каковым я и себя причисляю.

Первоначально я хотел назвать книгу в честь сайта исключительно в целях ее пиара. Сайт посещают тысячи, десятки тысяч людей — мне показалось, что разумно будет выпустить книгу с таким названием, чтобы та могла заинтересовать аудиторию этого довольно популярного ресурса.

Но потом во мне проснулся автор, писатель. Во мне живет этакий маньяк, мой персональный внутренний Красный Дракон, который порой подчиняет меня себе — чтобы сделать сильнее. И вот этот крутой чувак, мой Красный Дракон, сказал мне, что от названия он хочет большего. В названии должен быть его величество Смысл, а не голая коммерция...

Читать дальше на сайте darkfiction.ru

Путь на сайте

Рекомендуем

Опрос

Современный роман невозможен без: