Милые девяностые - рецензия на "Понаехавшую" от "Русского репортера"

понаехНаринэ Абгарян сперва написала две детские книги про Манюню, а теперь взялась за взрослых и сочинила воспоминания о Москве 90-х годов.

Как девушка из голодной Армении приехала в 1994 году в российскую столицу получать второе высшее образование, а стала работать в обменном пункте гостиницы «Интурист» и наблюдала нравы «лихих 90-х» из самого пекла лихости.

Вернее, сначала был блог в «Живом журнале», в котором Наринэ чрезвычайно увлекательно описывала свое детство в армянской глубинке. Из блога появились книги «Манюня» и «Манюня пишет фантастичЫскЫй роман», а затем и «Понаехавшая». В принципе, секрет Наринэ Абгарян довольно прост. Она внимательный наблюдатель и при этом очень добрый наблюдатель. Ну, не то чтобы у нее совсем нет плохих людей, просто она смотрит на мир глазами ребенка, и мир тонет в этих глазах, немедленно перекрашиваясь из черного цвета в белый.

Но это не весь секрет. В случае с Наринэ все очень удачно сложилось: она пишет книги на русском языке, который очень хорошо знает. Но при этом он у нее все-таки не родной, она родилась и полжизни прожила в Армении. Добавим к этому филологическое образование и получим результат — Наринэ слышит то, чего бы не услышал ни один человек, для которого русский язык родной. Она воспринимает людей через их речь, она смотрит на человека и видит не только его самого, а сразу же отмечает его акцент и диалект, слова-паразиты и любимые матерные обороты. В итоге получается портрет 90-х годов со всеми их героями и атрибутами — с бандитами, валютными проститутками, дефолтом, супермаркетами, куда ходили не покупать, а пускать слюну, со стремительно меняющейся реальностью. Но получается не чернуха, а добрая сказка со смешными матерными неологизмами. Новый поворот в современном историческом дискурсе.

 

Источник: Русский репортер

 

Путь на сайте

Рекомендуем

Опрос

Современный роман невозможен без:

мистики (хотя бы намек) - 23%
криминальной истории (ничто так не оживляет текст, как пара трупов) - 11.5%
любовной истории (что за роман без любви) - 43.7%
социализации героя (герой должен занять достойное место в обществе) - 21.8%