Дмитрий Савочкин “Марк Шейдер” /Автор о романе/

 

   «Марк Шейдер» изначально писался, как ликбез. Меня поразило, до какой степени жители, скажем, Днепропетровска (я уж не говорю о Киеве, Москве или Петрозаводске) не представляют себе, что такое шахтёрский мир - а ведь этот мир находится в каких-то ста километрах от города! Роман вообще родился из случайной фразы моего знакомого, упомянувшего «шахтёрский наркотик» (который оказался насвай, узбекская жевательная смесь). Как оказалось, на Западном Донбассе есть целые шахты, сидящие на насвае. Многие вещи, кажущиеся цивилизованному человеку дикостью (рытьё канав на зиму в качестве могил, например) в ста километрах к востоку является нормой жизни.

 

Ну и служба в милиции, конечно, дала пищу для текста. Очень хочется только, чтоб нигде не было спекуляций по поводу того, что я описывал то, что видел. Одна из принципиальных установок была - описывать только то, что я слышал, со слов других. Я даже в забой никогда не спускался - боялся, что он потерял бы для меня свою мифологичность, если бы я увидел его своими глазами. Поэтому и из милицейской практики (у меня много воспоминаний, поверьте) я брал только то, что слышал от других, и никогда - собственный опыт.

 

«Бойцовский клуб» к Марку Шейдеру приплёлся случайно. Я просто настолько глубоко влез в текст Паланюка (я прочёл оригинал, наверное, раз сто, все переводы на русский - их 6, и фильм смотрел несчётное число раз), что аналогии стали появляться сами собой. И тогда я решил написать концептуальный текст, схематично набросал структуру романа по главам, поставил соответствия между персонажами (не всегда, кстати, одинаковые вещи соответствуют друг другу - например, Марле соответствует жёлтый порошок, а шефу - Ханна), и начал собирать материал, чтобы зеркалить все эти паланюковские штуки про «как приготовить напалм» и «X умножить на Y умножить на Z». Только концовку пришлось поменять, потому что в изначальном, паланюковском виде, она была очень предсказуема для людей, которые знакомы с «Бойцовским клубом» (а с ним - хотя бы с фильмом - знакомы практически все).


Дмитрий Савочкин

Путь на сайте

Рекомендуем

Опрос

Современный роман невозможен без:

мистики (хотя бы намек) - 23%
криминальной истории (ничто так не оживляет текст, как пара трупов) - 11.5%
любовной истории (что за роман без любви) - 43.7%
социализации героя (герой должен занять достойное место в обществе) - 21.8%