Слова, ставшие стихами (о книге С. Сургановой "Тетрадь слов")

сургСветлана Сурганова выпустила книгу под названием «Тетрадь слов». В публикацию вошли песенные тексты «Сургановой и Оркестра», «стихийные стихи» Светланы и ее любимые цитаты и откровенные «заметки на полях» вместе с авторской графикой. Все вместе это составляет замечательный конгломерат, микс лучшего и естественного, потому что не высасывалось из пальца, а писалось откровенно и годами, как душа попросит.

История «Сургановой и Оркестра» началась 9 лет назад, когда Светлана Сурганова покинула группу «Ночные Снайперы». История этой книги началась гораздо раньше – почти одновременно с тем, как началась сама Сурганова и ее любовь к сочинению и записыванию. И хорошо, что она в свое время решила делать такие записи. Иначе, может быть, и книжки бы не было.

«В книге, которую вы держите в руках, – мои “очарования”, мои симпатии, всплески и рефлексии, – говорит сама Светлана. – Это своеобразная чувственно-эмоциональная автобиография, издержки и прелести пуританского воспитания. “Тетрадь слов” никогда не появилась бы на свет, если бы не люди, которые меня окружают. Они с любовью и каким-то вечно недостающим мне материнским терпением относятся к тому, что делает “Сурганова и Оркестр”. Именно их поддержка воодушевляет меня и помогает двигаться дальше. “Тетрадь слов” выходит благодаря и ради моей публики. Спасибо вам за жизнь!»

Это действительно собрание самого наболевшего и самого лучшего. Стихи здесь очень разные и неровные. От совсем ранних и неуклюжих до сегодняшних, зрелых и пронзительных. Пробивших насквозь сердце и вылетевших навстречу людям, потому что уже просто невозможно было удерживать их внутри себя. Потому что такие стихи могут взорвать и уничтожить или, наоборот, отрастят крылья и дадут надежду.

Есть в книге специальный раздел – «Любимые цитаты», где Ницше, Ремарк, Эфрон о Цветаевой… А еще есть очень уместные и очень добрые комментарии к текстам. Естественно, тоже авторские. В поэзии сегодня подобное встречается очень редко, а жаль. Такие отступления помогают нам лучше понять, что хотел сказать автор. Мы начинаем с ним разговаривать, как с близким человеком, и учимся у него терпению и любви. Ведь на ошибках все равно никто не учится, что бы ни говорили, ошибки у каждого свои, а вот на чужой любви учатся. И Светлана тому очень яркий пример.

Сама она говорит, что зачатки книги появились еще тогда, когда ей было лет 14–15. «Называйте, как хотите: хоть ежедневником, хоть судовым журналом, но здесь есть все, чего нет в обычной книге, – например, широкие поля, на которых удобно делать и заметки, и дневниковые записи. Нас с детства всех приучали бережно относиться к книгам – только попробуй посадить жирное пятно или что-то написать. Я же решила опровергнуть это заблуждение! Ведь я считаю, что книги созданы для того, чтобы с ними общаться: пометки на полях, мысли – все это имеет право на существование».

Поэзия, которая очень долго была в загоне, снова возвращается к нам. Стихи опять издаются, а самое главное, их покупают, читают и пишут. Казалось, что такое уже невозможно. Но, к счастью, мы ошибались. И во многом этому возрождению помогали и помогают песни. В том числе и те, которые пишет Светлана Сурганова. Искренностью и честностью. Таким стихам нельзя не верить, в чем вы и сами, конечно, убедитесь, прочитав книгу или хотя бы переслушав песни Сургановой.

Источник: Журнал "Читаем вместе"

Путь на сайте

Рекомендуем

Опрос

Современный роман невозможен без:

мистики (хотя бы намек) - 23%
криминальной истории (ничто так не оживляет текст, как пара трупов) - 11.5%
любовной истории (что за роман без любви) - 43.7%
социализации героя (герой должен занять достойное место в обществе) - 21.8%