Лев Данилкин о романе Питера Уоттса "Морские звезды"

морскиеРоман про психов в дырявой кастрюле, куда лезут монстры

Разумеется, главное событие сезона в фантастике — перевод «Заводной» Паоло Бачигалупи, но даже рядом с этим шедевром первый роман автора «Ложной слепоты» не теряется.

«Морские звезды» — несколько перенасыщенный специальной терминологией триллер, действие которого разворачивается в необычной для фантастики среде; штука в том, что Уоттс по первой профессии морской биолог с десятилетней практикой изучения океанических животных. Впрочем, что уж такого необычного — вода и вода, да и что значит «перенасыщенный»: вы же не откажетесь ­заплыть в роман с хорошим сюжетом только потому, что время от времени здесь будут попадаться словосочетания вроде «репликация пар нуклеотидов» и «андрогенные нейроингибиторы», а описания непосредственно ужасов будут перемежаться мини-лекциями по теории эволюции.

Середина нашего столетия. Ко дну Тихого океана, очень глубоко, прикреплена станция, построенная некой корпорацией, качающей с места выхода магмы на поверхность океанической плиты геотермальную энергию. Станция населена странными людьми-амфибиями, претерпевшими хирургические биоинженерные операции, чтобы приспособиться к проживанию в воде и под чудовищным давлением. Их жизням постоянно угрожает опасность — сама конструкция выглядит крайне ненадежной, а разного рода исполинские агрессивные подводные существа атакуют людей при каждом удобном случае. Атмосфера на станции нездоровая, ­истеричная — и поэтому не особо удивляешься, когда выясняется, что для работы здесь нарочно были отобраны психи или преступники, которым на суше все равно терять нечего; все они — материал для экспериментов, цель которых — узнать, как психика трансформируется в агрессивной среде и в условиях сенсорной депри­вации, не является ли такого рода клаустрофобич­ное пространство идеальным местечком для насильственного преобразования несчастных существ в счастливых и насколько далеко можно отодвинуть момент, когда человек под воздействием внешних факторов окончательно перестает быть человеком? Опасность Х накладывается на Y и перемножается на Z, атмосфера сгущается, подводный вулкан рокочет, характеры — и так странные — продолжают мутировать, кристаллические решетки психики трещат и рушатся; выясняется, что гигантские моллюски далеко не самое худшее. Ключевая фраза романа? «Вся человеческая раса всплывет брюхом вверх, если я просто чихну на свежем воздухе».

Любой ерник с длинным языком оттараторит содержание умного романа за минуту — и текст покажется нелепостью; однако не стоит смотреть на фан­тастику свысока — особенно на такую, настоящую; есть вещи, которые только ­оттуда и узнаешь.

Источник: Афиша

Путь на сайте

Рекомендуем

Опрос

Современный роман невозможен без:

мистики (хотя бы намек) - 23%
криминальной истории (ничто так не оживляет текст, как пара трупов) - 11.5%
любовной истории (что за роман без любви) - 43.7%
социализации героя (герой должен занять достойное место в обществе) - 21.8%