"Мир фантастики 2010. Фактор города"

  

Когда читателю в руки попадается книга, написанная авторами, чьи имена еще не известны, не «раскручены», чьи имена не выскакивают по случайному поиску в интернете, читатель всегда испытывает здоровую долю скептицизма и сомнений, стоит ли эта книга того, чтобы ее купить. Недавно, прогуливаясь вдоль многочисленных полок одного книжного магазина в поисках «чего бы почитать», я натолкнулся на сборник рассказов «Мир Фантастики 2010. Фактор Города». Поверхностный осмотр позволил определить, что в эту книгу вошли короткие рассказы начинающих и малоизвестных авторов в жанре фантастики, а также что сборник вышел в издательстве «Астрель-СПб» в мае 2009 года. Аннотация на форзаце сообщает, что тут есть какие угодно рассказы, но нет «не интересных». Что ж, посмотрим, стоит взять, по крайней мере, будет, чем занять голову в дороге.

Название сборника ясно говорит о том, что присутствующие в нем рассказы посвящены городу, нашим с ним, городом, взаимоотношениям. Забегая чуть вперед, стоит сказать, что это весьма и весьма «меткое» название. Но не станем спешить. Первое, с чем мы знакомимся - это введение автора сборника. Нам рассказывают, как происходил отбор рассказов для сборника, некоторые критерии выбора, а также признаются, что слегка изменили изначальным требованиям, и включили несколько рассказов в жанре «фэнтези», следуя тому же принципу отсутствия «не интересных рассказов». Честно говоря, заинтриговали.

Не секрет, что короткие рассказы в большинстве своем гораздо проще для восприятия, чем многотомные романы. Зачастую рассказ - это лишь легкий мазок на полотне, оставляющий читателю изрядную долю свободы для соображений. Когда читатель берется за прочтение рассказа, он включается в игру, предложенную автором. А от автора уже зависит, захочет ли читатель и сам взять кисть в руки, нарисовать что-то в «полосе свободы», оставленной автором. И в этом, как раз, сложность в написании коротких рассказов - умение автора всего несколькими фразами завлечь, заинтересовать, заставить сопереживать героям, контуры которых проступают черно-белыми эскизами. Идеальный вариант - это полноценная цветная картина, состоящая из наброска автора и заполненная цветным восприятием читателя.

Прочитав несколько первых рассказов из сборника, мы с удивлением для себя обнаруживаем, что с увлечением приняли правила игры. Сопереживаем героям, размышляем над тем, что автор заложил в качестве идеи в каждом рассказе. Рисуем вместе. Рассказы действительно разные, от случайной картинки пост-апокалиптичного  мира и фантасмагоричной антиутопии до города живого, живущего благодаря своим жителям, или даже им вопреки. Иногда общие темы рассказов популярные, изъеденные фантастами вдоль и поперек, иногда совсем новые, поражающие фантазией автора. Но почти в каждом рассказе попадается своя «изюминка», где-то скромная, а где-то даже не «изюминка», а спелый, свежий, брызжущий соком новых впечатлений «виноград». В сборнике действительно не нашлось места откровенно слабым рассказам, чего мы так опасались, аннотация к сборнику не обманула надежд на приятное чтение.

Отдельно стоит отметить композицию сборника. Надо сказать, что она достаточно успешна. Не случайно первым рассказом стоит «Сладкий дым свободы». Он как бы задает тон всему сборнику, увлекая в путешествие по разным городам, фантастическим и настоящим, воображаемым и реальным, живым и умершим столетия назад. Заключительная же часть посвящена рассказам, тяготеющим в сторону «фэнтези», отправляющим мысли в полет даже после прочтения последнего рассказа.

Бесспорно, что большинству авторов предстоит еще очень долгий и упорный труд на пути к тому, что называют писательством. Но давно известно, что публикация первого рассказа в сборнике, это своего рода «лакмусовая бумажка» для автора. Если автор интересен, если у него удался хороший рассказ, то и последующие его работы вызовут интерес у читателя, и у автора появятся свои поклонники. А ведь без читателя автору только и останется, что писать «в стол». Не вызывает сомнений, что авторы, представленные в этом сборнике найдут своего читателя, даже если не сейчас, то позже. Также стоит выразить благодарность издательству «Астрель-СПб» за то, что оно не боится работать с новыми, пока еще малоизвестными авторами, ведь именно они - будущее нашей Фантастики.

Путь на сайте

Рекомендуем

Опрос

Современный роман невозможен без:

мистики (хотя бы намек) - 23%
криминальной истории (ничто так не оживляет текст, как пара трупов) - 11.5%
любовной истории (что за роман без любви) - 43.7%
социализации героя (герой должен занять достойное место в обществе) - 21.8%