"Мир фантастики 2010. Фактор города"

      Честно – афиша сборника слабенькая. Фамилий, которые могли бы взять и заставить купить сборник – ни одной. Более того, нет и тех фамилий, к которым мы уже привыкли – трудно представить себе ныне сборник без традиционных авторов-наполнителей. Это объяснимо: «Астрель-СПб» ранее в создании сборников не была замечена. Единственное, что меня сразу порадовало – 2010, точно лучше 2033. Как по мне – любая цифра лучше 2033.
      Итак, «Мир Фантастики 2010. Фактор города».
      Сборник разбит на две части – «Город будущего» и «Счастливый новый мир». Строго говоря, названия частей можно было бы смело поменять местами – ничего бы не изменилось. Сложилось такое чувство, что идея составителей о том, что тема города интересна, не совпала с мнением авторов, потому как я так и не нашел ни одного рассказа, где героем был бы все же город. Город так и остался, по большому счету, за кадром, точнее в кадре – но на далеком заднем плане. Надо бы в следующий раз, прежде чем выбирать тему сборника, немного пообщаться с авторами - вдруг чего интересного скажут.
      Сборник начинает Гаркушев с классическим рассказом «Сладкий дым свободы». Классическим, потому что уже несколько соскучился по рассказам, которые не моралите и не игра автора с собой же, а забавная законченная история. Ключевое слово – законченная. Хорошая запевка.
      Следующий – Антон Тудаков «Эра канатоходцев». Красивое название, если сильно тянуть за уши – можно притянуть к самому рассказу, который в свою очередь, вообще не имеет никакого отношения к теме сборника. И, в принципе, не совсем рассказ, скорее эпизод из романа в жанре фантастика эпическая, редкая. Эпизод – вкусный. Для рассказа все несколько не самодостаточно, так всегда с эпизодами. 
      Ирина Комиссарова «Три-шесть-один». «Скотный двор» - это тоже фантастика… Наверное. Рассказ хорош, но не уверен, что для этого сборника. Антиутопия - это все же весьма отдельный жанр.
      Анна Гурова «Право на самоопределение». Понятно, что автор хотел довести до абсурда идею права на самоопределения. Наверное, название слишком рано раскрывает идею. Наверное, все это можно было сделать изящнее и динамичнее. Странное чувство – ведь хорошо написано, но нарушена некая тайная пропорция, что-то – не получилось. Кстати – а при чем здесь город?
      Денис Чекалов «Свистящий страх». Наверное, автор должен быть честным в том плане, что, если он просто делает зарисовку, не нужно выдавать её за фантастический детектив. Разочарование – вот главное чувство, которым будет награжден читатель. Город, как обычно не при чем, финал откровенно слит, а рассказ без финала плох, пусть даже автору удалось много чего в начале и середине.
      Елена Борисова «Тотентанц». Вероятно, автор посчитал, что если он максимально насытит текст непонятными словами и терминами, то будет хорошо. Автор ошибся. Читается трудно, дойдя до конца этого фантастического детектива, с трудом понимаешь, зачем потрачено мнение. Елена, это тяжело, писать понятно, но оно того стоит.
      Александр Трубников, «Вечер 2057 год». Если есть отчетливо мужская фантастика – то это она. Несколько тяжелое начало рассказа, пожалуй, его единственный недостаток. Я бы сказал – очень свежая интонация.
      Евгения Привезенцева «Город, который спал». Красиво. И, что удивительно – вот он фактор города в чистом виде. Если бы таких авторов было много – было бы плохо, было бы скучно. А так – все по делу.
      Павел Иевлев «Пакгауз». Приятно удивлен: у автора есть стиль, это безусловно – литература, вне зависимости от жанра. В принципе, один этот рассказ оправдывает выход сборника. Есть нерв, есть фактура, есть тайна – чего еще желать?
      Виталий Сертаков «Счастливый мир». Трудно отделаться от чувства, что такое я уже читал. У разных авторов, давно и уже не смешно. То есть двадцать лет назад это было бы забавно, сейчас – язык автора хорош, а вот с сюжетом на этот раз автор решил особо не напрягаться.
      Юля Гавриленко «Свеча для Единорога». Есть к чему придраться, но это безумно красивый рассказ. Просто прочитать и просто получить удовольствие. Юля, спасибо!
      Наталья Егорова «Первый Ё». Весело, живо, до Хогбенов дотянуть не получилось, но задорно и свежо. Напрягает, что сюжета как такового нет. В отдельно взятом рассказе – допустимо, как бы автор писал роман – не представляю. Но если увижу – обязательно гляну.
      Эльдар Сафин. «Ты веришь в Кошкофею?». Если автор просто придерживается того, что историю нужно понятно рассказать и у неё должен быть финал – все получается. На самом деле, это очень приблизительно фантастика и ничего выдающегося нет, но прочел и запомнил. И еще – очень теплый рассказ, а это редко.
      Андрей Буторин «Диадема невест». С моей точки зрения – провальный рассказ. Логику его включения в сборник могу объяснить только тем, что этот был лучшим из худшего. С другой стороны, читал без отвращения. Что ж – это тоже показатель, если худший из рассказов не так уж и плох.
      Майкл Гелприн «Охота на термитов». Идея не нова, я бы даже сказал, что слишком очевидна, но искупается качеством текста. Хотелось бы яркого финала, но, увы.
      Валерия Малахова «Каждый третий». То, что называется «фантастика ближнего прицела». Ну, прицелы разные нужны, в данном весьма эклектичном сборнике – нормально.
      Александр Прокопович «Земляки». Прицел тоже ближний, но фантастики все же больше, хотя тема офиса превалирует. Забавно, концовка неожиданная, стиль – легкий. Чего же боле?
      Денис Чекалов «Я хочу похудеть». Так же, как и предыдущий, рассказ–идея. Довольно редко в отечественной фантастике. В данном случае не просто идея, а просто-таки анекдот. Хороший анекдот. Если автор сможет наваять еще десяток таких, впору будет говорить, что у Шекли появился конкурент.

      Цынман

Путь на сайте

Рекомендуем

Опрос

Современный роман невозможен без:

мистики (хотя бы намек) - 23%
криминальной истории (ничто так не оживляет текст, как пара трупов) - 11.5%
любовной истории (что за роман без любви) - 43.7%
социализации героя (герой должен занять достойное место в обществе) - 21.8%