О "Ястребе халифа" Ксении Медведевич

халифаНеладно что-то в датском королевстве, вернее, халифате аш-Шарийа. Вроде бы, сильное и могучее государство, а от внешних врагов-кочевников отбиться не может. Да и враги внутренние обнаглели, совсем страх перед владыкой потеряли. Но вот молодому халифу Аммару повезло. Его советники доставили ко двору плененную нежить - нерегиля. Заключив с ним договор, халиф избавился от забот о безопасности державы. Но этот самый чужинец повел себя не по-людски. Впрочем, как еще себя может вести нелюдь?

"Ястреб халифа" Ксении Медведевич - явление редкое на просторах российской фантастики. По жанру это типичная Альтернативная история, решенная в форме "философского боевика", родоначальниками которого стали Олди. То есть, вроде бы и мордобой с резаниной, но какой-то не такой, нетрадиционный. В обычном боевике герои и автор с ними не задумываются, зачем, собственно, нужны драки и насилие. "Дерусь, потому что дерусь", - как сказывал по этому поводу Портос. В "Ястребе халифа" каждая сцена резанины (а их в книге предостаточно) дает повод герою и автору для рефлексии. Автор на многих страницах пытается если не оправдать, то, по крайней мере, пояснить, отчего герой действовал так, а не иначе. Возможно, в этом кроется одно из уязвимых мест книги в плане коммерческого успеха. Ну, не любит массовый читатель многоглаголанья по поводу и без повода. Ему давай бездумное мочилово, хорошо бы еще разбавленное постельными сценами (хотя в последнее время к этому народ как-то подостыл). Поэтому, боюсь, книга будет замечена и отмечена любителями подлинной литературы и ценителями изящного словоплетения (а это в произведении есть с избытком), но широкой популярности и гигантских тиражей не получит. А жаль. Ведь перед нами нечто новое и оригинальное в плане осмысления путей и перепутий земной цивилизации.

Автору удалось создать стройную и непротиворечивую картину условно исламского мира, примерно, Х века. Халифат, его соседи, в которых угадываются мавританская Испания, Индия, Китай. Но при этом как-то совсем отсутствует Византия, Германия с Францией, Рим и уже появившаяся на исторической сцена и то ли уже принявшая, то ли готовящаяся к принятию христианства Русь. В общем, панисламский мир. И здесь вторая опасность для успеха книги. Ну, не очень приветливо принимает российский читатель подобную тематику. Восток, конечно. дело тонкое, но пусть себе существует где-то там, далеко. Нам больше интересно то, что происходит с нами и вокруг нас. В массе своей читатель слабо понимает отличие суннитов от шитов и чем, например, фатимиды отличаются от других почитателей Единого. Разбираться в этих хитросплетенях народ не станет. И вряд ли поймет, что перед ним Альтернативка, где вместо Мухаммеда (да благословляет его Господь и приветствует) откуда-то взялся Али. А ведь как все хорошо продумано. И дух и колорит Востока передан восхитительно. Текст буквально насыщен восточной негой, поэзией, эротикой и в то же время восточной жестокостью и нетерпимостью.

Образы почти все зримы и выпуклы. Даже эпизодические персонажи выписаны с любовью и тщанием. Очень сложно сгруппировать их, поделив на "положительных" и "отрицательных". В каждом есть частица добра и зла. Самым загадочным и непроясненным до конца остался главный герой, нерегиль или самийя Тарик аль Мансур. Кто он в "привычном", европейском разумении? Черный эльф дроу? Падший ангел? Или не падший, а спустившийся с небес с позволения и ведома Милостивого, милосердного, чтобы судить людей по делам их, наведя порядок среди приверженцев закона аш-шарийя? Понятно, что многих, особенно чувствительных дам, не устроит финал романа. Но это уж каждый сам волен домысливать, что там было на самом деле.

В общем, потрясающая, сильная по воздействию на чувства книга для думающих и чувствующих людей.

Источник: andrejchernecov.livejournal.com

 

Путь на сайте

Рекомендуем

Опрос

Современный роман невозможен без:

мистики (хотя бы намек) - 23%
криминальной истории (ничто так не оживляет текст, как пара трупов) - 11.5%
любовной истории (что за роман без любви) - 43.7%
социализации героя (герой должен занять достойное место в обществе) - 21.8%