Рецензия на литературный альманах «ТОЛСТЫЙ — Всё включено»

«ТОЛСТЫЙ —ВСЁ ВКЛЮЧЕНО!», литературный альманах
Издательство: АСТ, 2014 г.

толст28

Люблю истории из разряда «на винной дегустации тайком поменяли все названия вин, и те, кто громче всех кричал, что он гурман и что его не проведешь – ошибся». И назвал какое-то простенькое вино хорошим, а дорогое, наоборот, не смог оценить по достоинству. Просто суть вина от перестановки табличек не изменилась, а вот дегустаторам пришлось быть абсолютно искренними. Может, и правда, не было «дорогое» вино лучше «дешевого», а просто человек привык считать его таким из соображений, например, маркетингового порядка?

К чему такое предисловие? Вышел второй литературный альманах «Все включено». (Первый сборник с одноименным названием был выпущен в 2012 году, в него вошли произведения дебютантов от литературы и заслуженных мастеров, среди которых Леонид Юзефович, Вячеслав Курицын, Дмитрий Горчев, Людмила Петрушевская, Дмитрий Вересов). Оба альманаха задумывались, как «чтение, когда можно немного почувствовать собственный вкус, отбирая, отсеивая тех авторов и те тексты, которые тебе по душе». Такая литературная дегустация, понравился кусочек чьего-то творчества – иди и покупай книги автора.

Во второй сборник «Все включено» вошли произведения 24 авторов, тоже в разной степени известных. Тут и фрагменты романов, и рассказы.

Все эти истории с подмененным вином – учат. Читаешь альманах и ловишь себя на мысли: а не испытываю ли я симпатию к данному автору из-за того, что он, как пишут где-то в районе обложки, известен. А к этому, может, отношусь придирчиво, потому что в аннотации про него было написано, что он новичок? Только и остается, если хочешь услышать совершенно непредвзятое мнение – заклеить бумажками до поры все «разъяснялки». Читатель останется один на один с текстами, и лишенный возможности почерпнуть его из аннотаций, будет вынужден говорить правду. Имя Андрея Кивинова, конечно же, подпортит интригу, зато с остальными читателю придется помучиться. Кто тут старожил в литературе, кто новичок, сразу и не вспомнишь. Кажется, этого господина я уже читал прежде? Или это все-таки был кто-то другой? Но если постараться полностью абстрагироваться от имен, может сложиться такое мнение о сборнике в целом:

Правильной была идея открыть альманах рассказом Ульи Новы «Аккордеоновые крылья». Такую прозу, кажется, принято называть «пронзительной», но в данном случае речь, скорее, идет не о внезапном пронзении, а о некоем неинвазивном, скажем так, методе проникновения литературы под кожу. Рассказ приводит в хороший читательский тонус и позволяет какое-то время пребывать в наэлектризованном состоянии.

Вплоть до самого фрагмента романа Александра Егорова «Я люблю Президента»– неожиданного здесь, как удар в нос, жестокого, пронимающего, доводящего до самых запретных уголков человеческого отчаяния и ужаса.

«Вернусь, когда ручьи побегут» Татьяны Бутовской. Отрывоквыбран крайне удачно, от одного кусочка создается правильное впечатление о произведении в целом – умном, печальном, написанным превосходным языком (ремарка от прочитавшего).

Еще один участник альманаха, выводящий из состояния некоторой задумчивости, в которую погружает книга в целом – фрагмент «Красных цепей» Кости Образцова,на мой взгляд,справедливо похваленного некоторыми критиками сразу после выхода. Данный криптологический триллер ужасен и тонок в лучшем смысле этого слова.

Наталье Фоминой, что подталкивает свою подопечную героиню к кругам абортивного ада в своем рассказе «Узор Пентроуза» – веришь сразу инеукоснительно.

Как веришь Маргарите Олари и роману «Хорошая жизнь» про ее житие-бытие в монашестве. И высочайшая степень доверия тут определяется даже не тем, что проза эта на сто процентов исповедальная, просто нужно еще и уметь так рассказать.

Хороша, уже в несколько ином, чуть вычурном даже ключе, Дина Оттом. Она дебютировала с рассказом «Витраж», ненавязчиво-мистическим и просто красивым.

Дальше – больше – прозы хорошей, и главное, разной. Про «Слева молот, справа серп» Михаила Шахназарова можно сказать лишь одно –даже по прочтении столь скромного отрывка хочется затребовать роман целиком, даже не поняв еще, весел ли он будет или грустен. Потому что просто хочется поскорее прочитать, так бывает.

Посреди особенно сложных и душераздирающих перипетий чужой судьбы отдыхаешь душой на простых (опять же, в лучшем смысле этого слова) и понятных абсолютно каждому текстах, таких, как история одной распавшейся семьи, рассказанная мимоходом Владимиром Лорченковым, в то время как основное внимание автора, казалось бы, приковано целиком и полностью к обычной, ничем не примечательной псине (рассказ «Собакины кости»).

Идею о том, что подлинным страданиям достаточно и вполне скромных, заурядных декораций, подхватывает Яна Вагнер (рассказ«Один нормальный день»). Безыскусная история о вспыхнувших на даче любовных чувствах, помеха которым – не только огромная разница в возрасте, очень чистопробная.

Завершает сборник – оставляя на память терпкое послевкусие украинской ругани – рассказ Михаила Юдовского «Богиня и юродивый». Залихватский он какой-то, вкусный, аж крякнуть хочется.

Автор: Анна Зимова

Путь на сайте

Рекомендуем

Опрос

Современный роман невозможен без:

мистики (хотя бы намек) - 23%
криминальной истории (ничто так не оживляет текст, как пара трупов) - 11.5%
любовной истории (что за роман без любви) - 43.7%
социализации героя (герой должен занять достойное место в обществе) - 21.8%