Рецензия на роман Дины Оттом «Двери в полночь» (№1 на LiveLib)

Рецензия-победитель конкурса на книги серии «Московские Сторожевые» на LiveLib!

Дина Оттом. Двери в полночь. - М., АСТ, 2014

 

оттом28


Больше всего на свете я ценю книги, которые вырывают тебя из реальности, заставляют забыть о настоящем и погружают тебя в атмосферу происходящего буквально с первых страниц. «Двери в полночь» - именно такая: динамичная, яркая, искренняя.

Пересказывать сюжет, пожалуй, бесполезно, поэтому я остановлюсь на несколько других вещах.
Во-первых, горячо любимый мною жанр городского фэнтези - приятное стопроцентное попадание. Не знаю, как вы, а я просто обожаю после или непосредственно во время прочтения гуглить места, где разворачиваются события. Выдуманные города - это прекрасно, но когда герои бегут по реально существующей улочке, а за поворотом обнаруживается какое-нибудь мистическое местечко - насколько колоритнее становится картина! Особый шарм, мне кажется - во время поездки захватить с собой книгу и пройтись по "книжному маршруту".

Во-вторых, персонажи.
Начиталась я тут отзывов, порадовалась. Создаётся впечатление, что люди бросают читать книгу где-то в самом начале, бравируя потом своими смелыми суждениями о том, насколько картонно-шаблонными вышли главные герои. Ну да, действительно, куда ни плюнь - везде встречается гг-оборотень, у которого в голове не укладывается, что на белом свете существуют ведьмы, а его приятели, эмпаты по совместительству, над этим подтрунивают. Если не говорить о второй части с Китти, то совершенно естественно, что повествование крутится вокруг Черны, захватывая тех людей (или не людей), которые ей либо важны, либо вызывают у неё особо бурные эмоции. Именно поэтому в книге так много Шефереля, Оскара и мамы. Чуть позднее в ней предостаточно и второстепенных персонажей, которые вышли действительно яркими, будь то Крапива, Чёрт или Айджес. Интересно, что автор изначально даёт довольно общее описание каждого из действующих лиц, эдакими широкими и уверенными мазками кисти. Здесь нельзя забывать о том, что мы видим персонажей в первую очередь через восприятие Черны, и именно поэтому, по мере сближения девушки с другими действующими лицами, портреты становятся более точными и филигранными. Шеф уже не тот "смазливый" мальчик, который был в самом начале, а поведение Оскара или Жанны становится гораздо более понятным. Растёт и сама Черна. В начале книги и в её конце - это... Нет, не скажу, что два совершенно разных человека, такого в жизни не бывает. Тем не менее, она изменилась, она стала серьёзнее, ответственнее, поверила в себя и не растеряла своего ироничного отношения ко всему происходящему.

Сразу оговорюсь, что я, в принципе, понимаю Черну. Не могу сказать, что я волевая и мудрая женщина в свои почти-двадцать-один, так что мне знакомы такие моменты слабости, когда всё валится из рук, на личном фронте ни черта не клеится, а некогда близкие люди, которые с тобой возились, вдруг пропадают из твоей жизни, оставив после себя дыру в сердце. Помнится, этот человек был старше меня на n-лет, и я звала его Сенсеем. Ну да бог с ним, это я к тому, что наметилась у нас тут тенденция идеализировать современное общество. В жизни встречается всякое, в том числе, люди истероидного типа личности в возрасте за тридцать, которые не ведают, что творят. Черне в начале истории двадцать пять, сжальтесь. Ей ещё расти и расти, а это гораздо интереснее, чем более универсальный образ Мэри Сью.

Кстати, о семейке Сью. Не сказала бы, что главные мужские персонажи такие уж безупречные. Взять того же Шефа. Поначалу он кажется избалованным мальчишкой, который прекрасно осведомлен о своей неотразимости. Меня такой типаж обычно сразу отталкивает. Однако Шеф растет, раскрывается, становится с каждой главой "Дверей..." все более многогранным, но, опять же, далёким от совершенства, если абстрагироваться от влюблённого взора Черны.

Теперь, что касается реальности происходящего. Многие жалуются на то, что герои часто курят и пьют кофе. Ребят, ей-богу, вы меня не видели во время дедлайнов и периодов, когда нужна максимальная концентрация и минимальное количество сна. Чашка за чашкой, спустя недели две наступает переодоз (личные особенности организма), я перехожу на чай. К тому же, честное слово, я добровольно уйду в сторонку, если покажете мне человека, которому хватит маленького стаканчика не особо внятной жижи из автомата. В одиннадцатом классе на курсах мы брали по три на человека с диким количеством сахара, чтобы оно было как-то удобоваримо.

Одно из требований городского фэнтези - точность реалий как в областях выдуманных, так и в действительности существующих. Очень хорошо показана работа отделов, нет никаких несостыковок. Можно было бы, правда, вписать в текст немного больше фактов о Санкт-Петербурге, но это я уже придираюсь после того, как последние две недели провела за написанием курсовой работы по комментированию текста, выполненном в таком же литературном жанре. Очень радует тот факт, что задействована не только "стандартная" нежить, вроде оборотней или вампиров, но и кое-что поинтереснее.

В заключение хочу сказать, что я действительно люблю эту книгу. Люблю её за те моменты, когда по спине бежали мурашки от страха или, наоборот, счастья. Люблю за такой искромётный и простой юмор, который в реальной жизни делает день ярче, а отношения - доверительнее и проще. Люблю за развязку, потому что, боже мой, я рыдала. С нетерпением жду продолжения.

Источник: LiveLib

Путь на сайте

Рекомендуем

Опрос

Современный роман невозможен без:

мистики (хотя бы намек) - 23%
криминальной истории (ничто так не оживляет текст, как пара трупов) - 11.5%
любовной истории (что за роман без любви) - 43.7%
социализации героя (герой должен занять достойное место в обществе) - 21.8%