Андрей Донцов “Комплекс Ромео” /рецензия-2/

 

Скажу прямо: мне надоели брутальные герои, они у меня уже в печенках сидят. А российский писатель несмотря ни на что любит брутальных героев, всячески их привечает, позиционирует как представителей нового поколения… Но брутальный герой по-русски это совершенно особый тип со своими тараканами, не похожий на своего западного собрата. Во-первых, он способен на большую и чистую любовь; во-вторых, он может совсем не иметь дурных привычек, а, наоборот, быть, например, спортсменом; в-третьих, у него своеобразный кодекс чести; в-четвертых, он совершенно неотразим, даже если валялся три недели под забором; в пятых, к нему так и липнут девушки; в шестых, он интеллектуал; в-седьмых, из любой ситуации он выходит победителем, побитый, но гордый. И так далее. Думал ли Илья Стогов (из принципа пишу его фамилию кириллицей), создавая свои «Мачо не плачут» и « mASIAfucker», что его романы произведут такое сильное впечатление на следующее поколение авторов? Но Стогов вскоре сменил тему: теперь он пишет о городских легендах, создает все новые и новые мифы… Зато нашлись те, кто продолжил его дело. Вот и Андрей Донцов состряпал не лишенный увлекательности романчик под громким заглавием «Комплекс Ромео» и вытащил на свет Божий очередного брутального героя.

Александра Мельков (таково имя персонажа) — актер. Мы-то, наивные люди, думаем, что актеры могут бить и убивать только в кино и на сцене, а в жизни это милейшие и тишайшие люди… Как бы не так. Александр Мельков даст фору любому гангстеру с Западного побережья Америки: он умеет быть хладнокровным негодяем, но это не главная его черта. Дело в том, что по натуре он Ромео: человек, влюбившийся один раз и надолго. Это, конечно, не мешает ему спать с другими девушками (больше всего он любит, когда ему делают фелляцию). Но это ведь мелочи, правда? В современном мире на одного Ромео приходится одна единственная Джульетта, но вдобавок к ней полагается иметь еще несколько Дездемон, Офелий и леди Макбет. Так, про запас; настоящей большой любви это нисколечко не повредит.

Джульетта от нашего Ромео сбегает в самом начале романа. Вот тут-то и начинаются лихие приключения и полные отчаяния дни. Александра заносит в Москву, потом в деревню, потом в Таиланд, потом в Китай. И всюду он ведет себя плохо, как и подобает брутальному герою. А еще он сильно парится по поводу того, что весь мир живет по закону « find, fuck, forget», то есть «поматросил и бросил». Ему же жить согласно этому закону не хочется, поэтому, побаловавшись с очередной китаянкой, он снова и снова начинает строить планы о том, как бы вернуть себе Джульетту.

На одном моменте хотелось бы заострить внимание. В Москве с Александром случается весьма неприятная история: он попадает в лапы к гомосексуалистам. На мой взгляд, здесь автор неосознанно вскрывает острейшую коллективную фобию. Помните, знаменитую песню группы «Ленинград» (которую, кстати, очень любит наш герой): «А мне все по х…: я сделан из мяса, самое страшное, что может случиться: стану пид...сом!» Самое страшное едва не случается, Александру удается бежать. Но если на секунду представить, что ЭТО все же случилось, то тогда теряется весь смысл повествования. Современный герой не может быть «опущенным»! Ни в коем случае! «Тыловиков» у нас сильно не уважают. Подсознательно каждый мужчина боится, что его когда-нибудь изнасилуют. В нашей стране этот позор смыть невозможно. Воистину, как ни прискорбно это утверждать, мы живем по тюремным законам!

Но читателю рано разочаровываться в Александре, он парень не промах. Финал книги полностью это подтверждает, и остается только удивляться тому, до чего же сильная эта штука — любовь. Посильнее, чем «Фауст» Гете. Нет, правда, правда, если хотите узнать о настоящей любви побольше, читайте «Комплекс Ромео».

А если говорить серьезно, то книжка неплоха. Для подрастающего поколения в самый раз. Студентам, должно быть, уже надоели Пелевин и Сорокин, теперь у них появится новый образец для подражания. Или не появится. Я все же надеюсь на здравый смысл, которым наши студенты, к счастью, не обделены.

 

Виталий Грушко. "Ромео без комплексов"

Путь на сайте

Рекомендуем

Опрос

Современный роман невозможен без:

мистики (хотя бы намек) - 23%
криминальной истории (ничто так не оживляет текст, как пара трупов) - 11.5%
любовной истории (что за роман без любви) - 43.7%
социализации героя (герой должен занять достойное место в обществе) - 21.8%