Галина Юзефович — о романе Тима Скоренко «Эверест»

скорГалина Юзефович — о романе Тима Скоренко «Эверест» (серия: Суперпроза):

Книга журналиста, поэта и прозаика Тима Скоренко имеет многообещающий подзаголовок «роман о любви», который буквально к третьей странице получает довольно неожиданное толкование: речь в нем и правда идет о любви, только объектом ее являются не люди, а горы. Вернее, одна конкретная — Эверест.

Официально первыми на нее в 1953 году взошли новозеландец Эдмунд Хиллари и шерпа Тенцинг Норгей. Однако правда ли до них на Эверест не ступала нога человека? Известно, что почти тридцатью годами ранее, в 1924 году, на его склоне погибли величайший альпинист своего времени Джордж Мэллори и его спутник, двадцатидвухлетний инженер Эндрю Ирвин. Позже альпинисты обнаружили тело Мэллори существенно ниже вершины, однако то, где он погиб — на подъеме или уже на спуске, — остается тайной. Принято считать, что Мэллори не удалось покорить Эверест: отправляясь в Гималаи, он объявил, что непременно оставит на вершине портрет своей жены Рут. Поскольку ничего даже отдаленно похожего на портрет миссис Мэллори так и не было найдено, первопрохождение Мэллори по сей день остается недоказанным.

В романе Скоренко эта давняя альпинистская коллизия становится предметом почти детективного расследования. В наши дни молодой англичанин Джон Келли решает, что нашел неопровержимое доказательство того, что Мэллори все же побывал на вершине. Но чтобы подтвердить эту гипотезу, ему необходимо повторить путь своего кумира и земляка и самому подняться на Эверест. Карабкаясь вверх, в безвоздушные ледяные выси, Келли не будет знать, что за каждым его движением из глубокой расщелины ревниво следят мертвые глаза еще одной жертвы горы, еще одного забытого участника этой высокогорной драмы — безрассудного авантюриста Мориса Уилсона, погибшего в снегах Эвереста через десять лет после Мэллори.

В отличие от Александра Етоева, Скоренко отлично строит сюжетный каркас. Микшируя достоверные факты с фантазией, тасуя хронологические пласты, ловко перебрасывая фокус от героя к герою (мы видим происходящее глазами то Уилсона, то Джона Келли, то спутника Мэллори, молодого Эндрю Ирвина), он ухитряется сохранять интригу — кто же был на Эвересте первым? — до самой последней страницы. Эта способность держать читателя в напряженном неведении, постоянно подпитывая его любознательность разнообразными сведениями по истории и практике альпинизма, но ни в какой момент не проговариваясь о главном, составляет основное — и очень важное — достоинство романа.

К остальному — простоватой повествовательной манере, неофитскому энтузиазму, детской наивности во многих вопросах (так, описывая полиаморию и бисексуальные страсти в эстетском кружке Блумсбери, к которому в юности принадлежал Джордж Мэллори, Скоренко демонстрирует удивительное в наши дни простодушие) — вполне можно придраться. Можно, но как-то не хочется.

Выбрав подзаголовок «роман о любви», Тим Скоренко не покривил душой — его книга просто потрескивает от иррационального, гибельного и романтического чувства. Ни капли отстраненного и ироничного менторства — Скоренко буквально инфицирует читателя страстью своих героев. На блеклом и несколько однообразном фоне современной русской словесности этот яркий, по-хорошему юношеский, динамичный, обаятельный (и да, немного наивный) роман смотрится эдакой беззаконной кометой, несущей с собой килотонны энергии и свежего воздуха — субстанций редких и в силу этого бесконечно ценных.

Источник: meduza.io

Путь на сайте

Рекомендуем

Опрос

Современный роман невозможен без:

мистики (хотя бы намек) - 23%
криминальной истории (ничто так не оживляет текст, как пара трупов) - 11.5%
любовной истории (что за роман без любви) - 43.7%
социализации героя (герой должен занять достойное место в обществе) - 21.8%