«13 привидений»: Набирая «третий код»

13пКритик Ольга Жердева рассказывает о том, чем хороши «13 привидений»:

«В России хоррора нет» – несмотря на то, что ежегодно это утверждение опровергается десятками действительно талантливых текстов, многие продолжают с тоской смотреть на Запад. У них там Кинг, Баркер, Страуб и Маккамон, Кунц и Блох, у них Лавкрафт и Мэри Шелли, у них, в конце концов, родоначальник жанра Эдгар По… А у нас? А что у нас? Есть и у нас, да и всегда были, ждали, пока издатели и читатели наедятся «лучшими» и «бестселлерами», «романами, напугавшими весь мир». Ждали, пока кто-то наконец-то наберёт «третий код» и откроет дверь отечественным ужасам.

Этим «третьим кодом» и стала «Самая страшная книга», проект, созданный группой талантливых энтузиастов, выросший из «проекта Антология», из анонимных текстов и километров переписки на форумах Зоны Ужасов (horrorzone.ru) и Даркера (darkermagazine.ru).

«Самая страшная книга» смогла доказать, что в России хоррор есть. Сегодня «Самая страшная книга» – это ежегодные антологии-альманахи, создающиеся при участии читателей, одноименная серия, в которой выпускаются тематические антологии, авторские сборники романы, спин-офф» «Самая страшная книга. Дом чудовищ», самый страшный фестиваль и премия «Мастера ужаса» и многое другое.

Сегодня мы рассмотрим сборник «13 привидений», новую книгу в линейке тематических антологий. Уже увидели свет «13 маньяков», «13 ведьм» и «13 монстров», и каждая книга была по-своему любопытной. Удастся ли привидениям нас напугать?

Можно долго рассуждать о том, что привидения – тема довольно зыбкая, смутная и туманная, они не слишком популярны, в них не слишком верят и уж точно далеко не все их боятся. То ли дело маньяки! Но тем интереснее заглянуть под обложку и изучить 13 причин, почему призраков не стоит сбрасывать с корабля фобий и хоррора.

Открывает книгу «Короткая экскурсия в мир потустороннего, или 13 историй о призраках, ставших классикой мировой литературы» от составителя антологии Михаила Парфёнова (кстати, он является автором одного из рассказов сборника, о котором поговорим отдельно).

От Одиссея до «Женщины в Чёрном», через «Пиковую даму» А.Пушкина, «Собаку Баскервилей» А.Конан-Дойля, «Сияние» С.Кинга и прочие произведения, уже ставшие классикой хоррора, автор подводит читателя к мысли о том, что если уж такие люди посвящали романы гостям с того света, то уж нам-то, простым смертным, и вовсе неприлично от них отмахиваться.

Ну хорошо, уговорили, мы не станем уподобляться семейству Отис, довольно непочтительно обошедшемуся с несчастным призраком сэра Симона де Кентервиля! Мы готовы играть по правилам, мы готовы испугаться. Если получится.

«Билет на Адский поезд», Михаил Павлов

Довольно трогательная и не слишком пугающая вещица, отчасти вдохновлённая, как мне показалось, «Страной радости» С.Кинга, а вовсе не «Верхом на пуле», хотя в качестве эпиграфа автор выбрал цитату именно оттуда.

Летняя, поначалу ленивая и тягучая история условно беспризорных подростков со страшными рассказами про механика, погибшего на «Адском поезде», ржавеющими горками и скрипящим колесом обозрения, остаётся такой ровно до того момента, пока на обшарпанный парк аттракционов не опустится ночная тьма. Кто бы мог подумать, что по ночам в парке может быть так же оживлённо, как и днём? Хотя подходит ли тут слово «оживлённо» – большой вопрос. Более уместно будет haunted.

В целом история довольно простая, и, в попытке добавить саспенса, автор явно пережал – уж слишком много всего, этот избыток деталей рассеивает внимание, не даёт по-настоящему проникнуться и испугаться. Однако за беготнёй от кровожадных призраков и ещё более жутких маргиналов видна очень личная история главного героя, и она эмоционально гораздо дороже и сильнее, чем поездка на мёртвом аттракционе.

«Адский поезд» по атмосфере весьма напоминает современные слэшеры, снятые в стиле мокьюментари. Кстати, чем не идея для экранизации?

«Псевдо», Оксана Ветловская

Если предыдущий рассказ просто наводил на мысли о кино, то «Псевдо» Оксаны Ветловской как раз и повествует об одном неснятом фильме, псевдодокументалке с псевдоактёрами. Главный герой, режиссёр Камарин, всю жизнь мечтал снять «масштабный киношедевр», но, за исключением ранних работ, снимал коммерческое кино. Оно приносит хороший доход, но не имеет никакой ценности – пустое, фальшивое, «сферическое ничто в вакууме». Такое же никчёмное, как и здание бывшей киностудии в родном городе Камарина, мутировавшее в медленно загибающийся торговый центр, главным украшением которого является бар «Кина не будет». Но кино будет, и ещё какое! Вселенная не терпит пустоты, и в месте, которое покинули люди, обязательно поселится что-то иное. А может, иное поселилось здесь задолго до этих людей? Кто знает, что было на месте киностудии много лет назад? Кто помнит, что здесь произошло? Кто решится всё рассказать?

Их нет, но они здесь, они хотят, чтобы все узнали правду.

Оксана Ветловская, полностью выдерживая заявленный жанр, умудряется органично вписать в «ужастик» мощную социальную ноту. Всё вокруг может быть псевдо – не Кэмерон, а Камарин, не кино, а псевдоискусство, не забота о благе людей и не «борьба с нищенством и паразитизмом», а попытка прикрыть неудобную правду. Но за привычной псевдоисторией, которую десятилетиями пишут победители и их потомки, таится история настоящая, как за псевдодокументальными кадрами порой стоит реальная и по-настоящему страшная документалка. Пусть даже и с псевдоактёрами.

«Они кричат», Александр Матюхин

Невозможно не вспомнить цитату из «Чародеев» Константина Бромберга: «Про домовых, водяных, леших слышали? А я – вагонный!». И если есть вагонный, почему бы и самолётам не обзавестись своими специфическими сущностями, смотрителями? Беда лишь в том, что они далеко не такие симпатичные и безобидные, как персонаж Михаила Светина.

Они практически ничем не отличаются от других пассажиров, разве что оказываются на своём месте раньше всех. Но они никому не мешают, они просто спят. Правда, иногда они кричат. Но об этом мало кто знает, ведь кричат они только перед тем, как самолёт разобьётся. Никто не выживает в самолетах с кричащими призраками. Есть только записи разговоров и криков. Догадки. Легенды. Слухи. Но что если что-то пойдёт не так? Если вдруг среди обломков обнаружится живой свидетель?

Рассказ Александра Матюхина поначалу может вызывать ассоциации с «Пунктом назначения», но не верьте первому впечатлению! Кричащий призрак гораздо интереснее слепой судьбы, у него нет потребности во что бы то ни стало собрать кровавую жатву, у него совсем иная цель. И непостижимым образом ему сочувствуешь гораздо больше, чем живым. Люди иногда такие сволочи.

«Аномалка», Майк Гелприн

Добро пожаловать в мир городских легенд о кладах, замурованных в стенах старинных домов! Компания чёрных копателей получает наводку на домик с трёхсотлетней историей и почти гарантированным джек-потом. Правда, к большому кушу прилагается мощная аномалка с исчезновениями и загадочными смертями, но в битве жадности с осторожностью первая обычно побеждает.

Сюжет строится по классическим лекалам: полезли в пекло, разделились и понеслось! Кого-то слопают сразу, кто-то погибнет, как герой, последний будет жить долго и счастливо (но это не точно). Крепкая рабочая схема без особых изысков, надёжная, как сапёрная лопатка. Из ощутимых минусов: мотивация и логика «аномалки» остаются не очень понятными. Убивает просто потому, что убивает – допустим, но зачем подкидывать деньжат на дорожку единственному выжившему? Что за аттракцион неслыханной щедрости?

«Зеркало Муаран», Ольга Рэйн

А вот у кого нет проблем с мотивацией и логикой, так это у Марии-Луизы Муаран, дух которой вселяется в героиню рассказа Ольги Рэйн. Автор создает собирательный образ прекрасной и безжалостной убийцы, в чертах которой проступают все легендарные злодейки, хотя в основе всего лежит история одной вполне конкретной исторической личности, Веры Ренци.

«Зеркало Муаран» – прекрасный образец готической истории, в которой нашлось место и для проклятого артефакта, и для постыдных семейных секретов, и для серийных убийств, и для любовного треугольника и даже для синдрома Медеи. [...]

Читать далее на horrorzone.ru

Путь на сайте

Рекомендуем

Опрос

Современный роман невозможен без:

мистики (хотя бы намек) - 23%
криминальной истории (ничто так не оживляет текст, как пара трупов) - 11.5%
любовной истории (что за роман без любви) - 43.7%
социализации героя (герой должен занять достойное место в обществе) - 21.8%