Су Тун “Последний император” /рецензия/

 

Китайский писатель Су Тун с одной стороны, все выдумал, а с другой - не придумывал ничего. Да, четырнадцатилетнего мальчика по имени Дуаньбай, взошедшего на престол царства Се, никогда не существовало. Да и само царство Се - не более, чем исторический мираж. Но его создатель внимательно изучил тысячелетнюю историю родной страны (особенно период троецарствия), и сумел вывести некий обобщающий образ правителя, который просто не успел стать мудрым. В этом плане роман Су Туна - очень аутентичный, очень китайский! - воспринимается весьма глобально: любому ребенку не место на троне любой страны. Тем не менее, мировая история неоднократно демонстрировала человечеству подобные примеры, особенно на Востоке и в Азии.

Китайский писатель видит в этом и трагедию, и некий пафос. Он не ставил перед собой задачи написать «альтернативную историю»: царство Се и его юный властитель - это, несомненно, реальный Древний Китай и один из плеяды многочисленных императоров. В романе нет ничего фантастического: даже иероглифы «император Се», вытатуированные якобы рукой умершего отца на лбу брата-соперника правящего подростка, не кажутся такими уж сверхъестественными. Да и о происхождении этих иероглифов можно было бы поспорить, просто у древних китайцев так поступать не принято. Более того, я уверена, что если почитать старинные китайские летописи, то можно найти огромное количество подобных «чудес». Так что Су Тун повел себя как скромный автор, склонный к реализму.

А его герой, император Дуаньбай, ведет себя как мальчишка, вступивший в переходный период. Правда, его поступки становятся необратимыми из-за того, что ему дана власть над целой страной. Он боится смерти и призраков - и потому добивает раненых. Он старается избавиться от того, что его раздражает - и приказывает вырвать языки плачущим наложницам. Он конфликтует с матерью и бабушкой - и бесится от того, что не может убить их. Он ищет лучшего друга - и находит его среди евнухов. Он влюбляется - и в конце концов губит любимую...

Нет, не так уж он и плох - он всего лишь человек, не готовый к роли, которую ему приходится играть. Да и не ему она предназначалась, эта роль, как выясняется впоследствии. Императором, по велению отца, должен был стать его победительный старший брат. И он им становится - так что, несмотря на название книги, Дуаньбай вовсе не «последний император». Впрочем, возможно, имеется в виду «последний император, оставшийся в живых» - тогда ситуация соответствует заглавию.

Чем закончит жизнь китайский правитель, потерявший свое царство (при условии, что он не совершил самоубийство, традиционно проглотив золотой слиток, и не был убит победившим родственничком), предсказать нетрудно. «Оставшуюся часть жизни я провел в Кучжусы - Монастыре Горького Бамбука...» - рассказывает на последних страницах Дуаньбай. Интересно то, что этот человек, постоянно ожидавший горестей, в промежутке между дворцом и монастырем сумел осуществить свою мечту - стать канатоходцем. И это принесло ему чуть ли не больше горя, чем утраченный царский сан...

Все это очень по-китайски, очень экзотично и в то же время очень понятно. За это Су Туна и стоит читать — он донес до читателя кровавую, правдоподобную, но в то же время творчески переосмысленную историю своей страны.


Сетевой журнал «Питерbook»

Путь на сайте

Рекомендуем

Опрос

Современный роман невозможен без:

мистики (хотя бы намек) - 23%
криминальной истории (ничто так не оживляет текст, как пара трупов) - 11.5%
любовной истории (что за роман без любви) - 43.7%
социализации героя (герой должен занять достойное место в обществе) - 21.8%