По традиции главный редактор «Астрель-СПб» Александр Прокопович отвечает в своем блоге на вопросы читателей и авторов каждый месяц, 17-го числа. Публикуем июньский пост. 

Вопрос
Как вы относитесь к проблеме засилья векторной графики в иллюстрациях книг? Откуда такое количество недохудожников в серьезных издательствах? Неужели услуги профессионалов так дОроги?

Ответ
Мне представляется, что совершенно неважно, какая техника используется художником. Инструмент не определяет, определяет результат. Издателю все равно, в какой технике будет создана обложка или иллюстрации. И цена тоже не зависит от техники. Проблема стоимости иллюстраций существует на небольших тиражах. Давайте предположим, что вам нужна иллюстрация и она стоит 10 000 рублей. При тираже в 2000 это 5 рублей на себестоимость экземпляра. Что превращается до 25 рублей в розничной цене. А если у вас таких иллюстраций 5? Вот вам лишние 125 рублей. Это много. А если у вас тираж 20 000, то это всего 12,5 рублей – что читатель вообще не заметит. Но в этом есть и логика, издателю есть смысл инвестировать в иллюстрирование ради чего-то, а не в книги с минимальным тиражом.


Вопрос
Вы неоднократно набрасывались на критиков, что не так?

Ответ
Ее очень мало. Критики. Я уж молчу про ту, которая сводится к пересказу содержания книги, что, как мне представляется, вообще не кул. С моей точки зрения, большая часть существующей книжной критики направлена не на писательское, не на читательское сообщество, а скорее на сообщество филологическое. Меня как читателя/издателя это удручает. Перекос в эту сторону приводит и к тому, что даже стилистика критических материалов как-то не располагает к чтению легкому, увлекательному. И все мы понимаем, что критика нужна, и, кажется, она есть, но она живет какой-то своей отдельной жизнью. Еще одним следствием замкнутости стало то, что она не цитируема. Потому как по стилистике и не предназначена для этого.


Вопрос
Какой минимальный объем рукописи для выпуска отдельной книгой? Речь о современной прозе, 16+, реализм.

Ответ
Вопрос объема имеет отношение исключительно к психологии покупателя. Наш покупатель хочет за свои деньги получить нечто увесистое. Он с недоверием относится к тоненьким книгам. Чтобы у книги появился корешок без дополнительных ухищрений, объем должен составлять хотя бы шесть авторских. Это нормально для сборника рассказов. Для повести все же предпочтительно больше, хотя бы восемь.Но. Все же – все эти нюансы не учитывают конкретного текста, я допускаю гениальный текст объемом в четыре авторских, который требует издать его именно в этом объеме. Такие случаи у нас были.


Вопрос
Насколько эффективны буктрейлеры?

Ответ
Мне кажется, что буктрейлеры несколько переоценены, а точнее оценены неверно. Как и многие другие способы достучаться – они хороши как некая часть информирования, но не как что-то одно, что может дать убедительный результат.


Вопрос
Почему издательства не делают своих официальных букблогеров?

Ответ
Мне кажется, что главное в успехе блогера – его независимость, если он станет «придворным», то потеряет свою объективность, а значит, и интерес читателей. Поэтому – в чем смысл?


Вопрос
Почему вы писали, что в книжных магазинах не должно быть одинаковых стульев?

Ответ
Это метафора. Хотя такие магазины и есть. Но суть в том, что во времена пандемии множество людей опробовали онлайн-продажи. И перед розничными магазинами появилась задача вернуть читателя. За счет чего? Понятно, что есть другая логистика выбора книг и онлайн-продажи это, как правило, не поиск книги, а целевая покупка. В офлайн-магазинах – есть элемент некоего серфинга между книжными полками, подержать томик в руках, полистать… Но все это подразумевает уют, в этом месте должно быть приятно. Магазин, как мне кажется, должен стать обжитой территорией, а не таким книжным супермаркетом с тем же отсутствующим обаянием. Не колбаса, не картошка, не масло, другое. Должно быть приятно просто зайти. А этого нет. А там, где есть, там и проблем нет с покупателями.


Вопрос
Должен ли издатель формировать формулу бестселлера?

Ответ
Может ли? Такие попытки есть. Есть даже достаточно успешные. Как правило, речь идет про проекты, серии с довольно «пышной» франшизой. Мне кажется, универсальной формулы нет, но есть конвенции жанров, и они являются понятными критериями не успеха, но условий для того, чтобы не было проблем. Успех – все же зависит от множества обстоятельств. В формулу бестселлера не внести талант, а куда без него. К примеру, в фэнтези очень хорошо работают такие вещи, как животное – спутник героя, желательно магическое и «мимишное». У героя должен быть некий артефакт, который уникален, интригует, дорог… фамильная шпага или трубка, шляпа или шкатулка с секретным отделением. Объем не более чем двенадцать авторских, романтическая линия и многое другое. Но почти всегда есть книги крайне успешные и одновременно нарушающие все эти каноны. Поэтому – есть такая возможность, но относиться к ней надо с большими подозрениями.


Вопрос
Какая пропорция покупок-продаж прав в Россию / из России?

Ответ
Точную цифру не дам. Но очевидно, что с крупным счетом выигрывают покупки прав в Россию. Мы очень плохо продаем права за рубеж. Это не тенденция сегодняшнего дня, так было и пять, и двадцать лет назад. И можно говорить что угодно, но это и показатель состояния нашей литературы, мы пока не можем предложить миру бестселлер. Всегда все идет по одной схеме: появляется прорывная книга, и тогда появляется интерес к другим книгам на данном языке. Так было, к примеру, со скандинавской прозой. Нет у нас ни Несбе, ни Ларссона.


Вопрос
Существует ли идеальный литературный герой? Чтобы сравнивать и стремиться?

Ответ
Думаю, что нет. Прелесть героя в уникальности. Пытаться создать героя похожего, близкого к чужому? Разве что вы решили написать подражание или пародию.


Новые вопросы можно оставить в комментариях к этому VK-посту.