По традиции главный редактор «Астрель-СПб» Александр Прокопович отвечает в своем блоге на вопросы читателей и авторов каждый месяц, 17-го числа. Публикуем майский пост.

Вопрос
Как вы относитесь к засилью женской литературы?

Ответ
Я радуюсь засилью любой литературы.


Вопрос
Все-таки, какой объем книги оптимальный?

Ответ
Объем книги определяется тремя факторами: кошельком, читательскими предпочтениями и текстом. С одной стороны, текст требует ровно столько объема, сколько это диктуется замыслом автора. С другой, читатель разных жанров требует присущий этим жанрам объем. Невозможно читать толстенный сборник баек. И ни к чему. Малая форма настолько насыщенна событийно, что даже небольшая книга читается достаточно долго. Саги, эпосы — читатель требует объем, это понятно, объем для читателя является частью жанра. С третьей стороны, у массового читателя конечное количество денег. Мы видим просто статистически, как при пересечении психологической планки цены продажи падают. К примеру, книга стоимостью в 650 рублей при прочих равных условиях будет продаваться лучше книги в 705. А определяющим фактором для цены является объем. Именно объем диктует стоимость материалов, полиграфии и предпечатной подготовки. Увы, но цена в первую очередь влияет на книги пока еще неизвестных авторов. Конкуренция слишком высока, чтобы пренебрегать этим фактором. Поэтому стоит просто оставаться в рамках традиционного объема для того или иного жанра.


Вопрос
Существует ли набор жанров, которые способствуют успеху?

Ответ
Очень хочется сравнить книгу с омлетом и рекомендовать, что именно добавить: сыр, грибы, помидорчики… Но вопрос не лишен смысла, если отнестись к книге как к проекту. Всякий раз выводы про успешную смесь жанров делались после того, как та или иная книга становилась лидером продаж. То есть всегда – потом. Вероятно, главная проблема лежит в области социологии. К примеру, фантастика многих отпугивает, а многих привлекает. Что выбрать? Мистика, кажется, не отпугивает никого, значит, берем? Криминальная составляющая — тоже универсальна, берем. Исторический контекст — по-разному… вывод напрашивается: бери то, что не отпугивает. Вопрос только в том, есть ли автор, который может работать хорошо именно в нужных жанрах. Даже обидно, что все же есть некая зависимость от автора. Вероятно, если автор является универсальным специалистом с чутьем аудитории, это возможно. Мне кажется, что это тоже талант.


Вопрос
Как вы ограничиваете поток рукописей?

Ответ
Мне очень нравится фраза: если у вас проблема выбора, то это не проблема. Не нужно ничего ограничивать, у нас дикая нехватка авторов высокого уровня. Появиться они могут, только пока существует поток. Все книжное сообщество должно быть направлено на то, чтобы количество книг и авторов увеличивалось, чтобы создание книг было максимально привлекательным с различных точек зрения. Ограничивать — выбор слабых и, простите, точно не интеллектуалов.


Вопрос
Что приносит больше денег автору и издателю — книги художественные или нехудожественные?

Ответ
Мне не нравится сравнение холодного и желтого. Это просто настолько разные виды человеческой деятельности, что только некая случайность привела к тому, что и то и другое называется книга. В свое время лидером продаж на книжном рынке был такой бестселлер, как Правила дорожного движения. Как бы книга. Автор нон-фикшен — это абсолютно другой автор, в работе которого на первый план выходят совершенно другие знания и умения, а значит, и другие трудозатраты, просто другой образ жизни. Для издателя — касса есть касса. Но за пределами того, что и то и другое книга — страницы, корешок, обложка — и общих правил маркетинга как науки — все остальное отличается. Прикладная литература куда более прогнозируема и куда ближе к журналистике, более просчитываема. Мне кажется, с точки зрения надежности — прикладная литература более привлекательна. Но издатель берет количеством: одна книга может проиграть, один автор может не найти читателя, хороший издатель — как казино, всегда в выигрыше.   


Вопрос
Существует ли оптимальный сеттинг для романа?

Ответ
Суть в том, что любой сеттинг должен стать близким и привлекательным для читателя. Вопрос в том, какими усилиями это обеспечивается. Если вы выбрали сеттинг уже близкий читателю — усилий надо тратить меньше. Словом, либо подбирать, понимая аудиторию, либо оставаться свободным, но потратить усилия на то, чтобы добиться искомого. 


Вопрос
Как вы относитесь к использованию в оценке текста таких практик, как фокусная группа или бета-ридеры?

Ответ
Мне кажется, такие вещи могут быть вспомогательными. То есть в режиме «почему бы и нет». Фокус-группа — это все же вид исследования аудитории, причем правильно проводимое с достаточно продвинутыми технологиями. И результат — соответствие аудитории. Все. Ваш текст может быть идеальным с этой точки зрения, но… вообще не быть книгой. Бета-ридер — здорово, если он есть, но у меня большие сомнения в квалификации. Лучшие бета-ридеры, которых я знаю, — это либо главреды, либо топовые авторы. 


Вопрос
Как вы относитесь к командной работе в литературе?

Ответ
Если повезет обрести команду — почему нет? Но это дикое везение. Самое смешное, что это всегда командная работа. Редактор, верстальщик, корректор, художник — разве это не команда? 


Новые вопросы можно оставить в комментариях к этому VK-посту.