Премия «Рукопись года» представляет финалистов 2024 года (шорт-лист).

Александр Галиновский 
«Завораш» (книга вышла)

Белоруссия 
фэнтези, роман

О себе:

По образованию историк, работаю учителем истории и обществоведения в школе, считаю, что важно прививать учащимся критическое мышление и способность задавать правильные вопросы. С детства мечтал стать писателем. В возрасте 10 лет, впервые прочитав «Марсиан» и «Венериану» Берроуза, начал пробовать себя в сочинительстве. Больше всего нравится, когда авторы в своем творчестве не останавливаются на каком-либо одном жанре, а объединяют в рамках одного произведения элементы разных направлений фантастики (НФ и хоррор, фэнтези и нуар-детектив). Свой дебютный роман я пытался сделать именно таким.

О рукописи:

Поэтически ее можно описать так: «Завораш» — история о мире, развитие цивилизации в котором разделилось на «до» и «после» некоего разрушительного события. Мир, где существует некромантия и алхимия, а человеческая жизнь ничего не стоит и хрупка, как крылья ангелов, наблюдающих за людьми с неба.

Если говорить о привязке к реальной истории человечества — то это мир на пороге Первой мировой войны. Основной для сюжета стала идея о том, что человеческие общества и целые цивилизации не развиваются параллельно «нога в ногу», а идут каждая своим путем.

Наиболее важным для меня как для автора являются вопросы социального неравенства, религиозного мировоззрения, одиночества, морального выбора, страха смерти и предопределенности судьбы. 


Александр Старостин 
«Никакая волна» (книга вышла)

Санкт-Петербург
роман, современная проза

О себе:

С конца 90-х являюсь профессиональным музыкантом и композитором. Основатель группы Theodor Bastard. Совместно с вокалисткой группы Яной Вевой пишу музыку для кино и компьютерных игр. В какой-то момент увлекся графикой и рисованием, одна из моих выставок картин проходила в музее Эрарта и другая в Музее современного искусства в Москве. Являлся зам главного редактора, а потом и главредом журнала FUZZ, выпускал свой андеграундный журнал БульDozer, где, помимо редактуры, писал о музыке. В начале этого года вышла книга моих фоторабот, а теперь настал черед и художественного романа, давно отлеживавшегося в столе.

О рукописи:

Этот роман был написан мной более пятнадцати лет назад. В то время он стал обобщённым опытом моей службы редактором в одном из старейших музыкальных изданий и суммой впечатлений от работы с начинающими музыкантами и рекорд-лейблами. А еще, конечно, личной историей одной несчастной любви. За все эти годы, прошедшие с момента написания этой книги, у меня была возможность опубликовать ее множество раз. Но в последний момент я отвергал все предложения, откладывая ее на дальнюю полку. Причин этому было несколько. Прежде всего меня смущало то, что читатель может начать отождествлять меня с тем неприглядным персонажем, который описан на этих страницах. Второй причиной был соблазн вместе со своим уже взрослым опытом вмешаться в материал и начать выбеливать его в угоду политкорректности, вырезая откровенные и сомнительные сцены. Я рад, что вовремя отказался от этой мысли. Подвергнув роман самоцензуре, сделав героя более привлекательным, я бы уничтожил повествование, превратив его в беззубый фарс. Я рад, что этого не произошло и книга была издана в изначальном виде.


Анатолий Уманский 
«Догоняй!»

Екатеринбург
хоррор, сборник рассказов

О себе:

Один мальчик из Екатеринбурга с детства увлекался динозаврами и мечтал стать палеонтологом. Однажды он увидел в кино фильм ужасов «Карнозавр» и стал увлекаться ещё и ужастиками. Как-то раз он пошел в книжный магазин за новой энциклопедией о динозаврах, но по пути свернул в отдел с ужастиками и... пропал с концами. Никто не знает, что с ним случилось и куда он делся, но есть версия, что скромный сочинитель ужастиков из Екатеринбурга Анатолий Уманский — это тот самый мальчик.

О рукописи:

Этот набор историй — порождение того времени, когда трава была зеленее, улицы — опаснее, а хорроры — страшнее и увлекательнее.


Виктория Медведева 
«Кошки следов не оставляют, или Подозреваются все!» (книга вышла)

Москва
детский детектив

О себе:

Инженер-математик. Много лет работала ведущим программистом в Российской компании, занималась Автоматизированными Системами Управления. Наши системы установлены почти на всех электростанциях Сибири и на питерской Первомайской ТЭЦ.

В 2016 году по результатам литературного конкурса была принята в МТО ДА (Международное Творческое Объединение Детских Авторов), сейчас это ТО ДАР (Творческое Объединение Детских Авторов России). Являюсь соавтором книг, написанных членами нашего Объединения.

В 2020 году окончила курс «Мастер текста» редакции «Астрель-СПб».

Неоднократно становилась финалистом международных литературных конкурсов, среди которых считаю важными:
2018 год — второе место в Корнейчуковской Премии (Проза для детей младшего возраста), 2019-й — золотой лауреат Золотого Пера Руси (Детская номинация), 2021-й — победитель конкурса драматургии «Автора — на сцену» (номинация «Пьеса для подростков»), 2021-й — победитель конкурса «Уральский Книгоход» (номинация «Документальная проза»). Имею более 35 публикаций в сборниках и альманахах, в том числе в сборниках проекта «Соавторство» («Астрель-СПб»).

О рукописи:

Детективная повесть «Кошки следов не оставляют, или Подозреваются все!»  — история трёх друзей — Вити, Пашки и Ани, которые помогают своей любимой учительнице Маргоше разобраться в таинственном исчезновении котёнка. Порой они попадают в неловкие и смешные ситуации, что не мешает им, однако, провести сложное расследование и разоблачить настоящего авантюриста и мошенника. Повесть рассчитана на детей младшего школьного возраста.


Елена Артюшкина 
«Голем» 

Рязань
антиутопия, роман

О себе:

35 лет. По образованию инженер-программист. Написание книг воспринимаю как хобби, которое, возможно, однажды станет работой. С 2016 года публикуюсь на сайтах самиздата под псевдонимом Алёна Сказкина. Люблю экспериментировать с жанрами и подачей, с одинаковым удовольствием пишу ромфант и киберпанк, классическое приключенческое фэнтези и социальную фантастику.Неоднократно выходила в финал и становилась лауреатом конкурсов рассказов, в том числе таких крупных, как  «Кубок Брэдбери», «Пролёт фантазии» и премия «Новая фантастика».

О рукописи: 

На написание романа «Голем» меня вдохновили книги Софии Баюн «Механические птицы не поют» и Саши Фишер «Честность свободна от страха», а также песня Александра Пономарёва «А мы не ангелы...».

Изначально я планировала, что это будет рассказ на очередной сезон «Пролёта фантазии». История о неангеле, преступившем закон и отбросившем крылья, чтобы реально помогать там, где ангелы кичливо кривят свои носы, а затем забирают все почести.

Но, написав несколько сцен, поняла, что, во-первых, катастрофически не укладываюсь в заданный конкурсом объем, а во-вторых, история должна быть совершенно о другом. Вокруг эпизода, где «неангел» прыгал в огонь, чтобы спасти девушку, появился мрачноватый мир преступного Апперфорта с его тайнами, кукловодами и куклами. И этот мир на несколько месяцев буквально поглотил меня, заставил лихорадочно набивать строчку за строчкой, превращая жертв в злодеев и складывая случайные, на первый взгляд, встречи, события в единую цепь.

Надеюсь, что читать историю Юргена вам будет так же увлекательно, как мне было интересно ее писать.


Елена Щетинина 
«Царский гостинец»

Омск/Санкт-Петербург
хоррор, сборник рассказов

О себе:

Журналист, преподаватель, литературный и театральный критик, драматург, игровой сценарист, нарративный дизайнер. Живу между Омском и Санкт-Петербургом. Не могу сказать, что моя жизнь насыщена интересными событиями. Обычно это не представляет для меня никакой проблемы — но когда нужно что-то рассказать о себе... рассказать и нечего. Вот.

О рукописи:

«Царский гостинец» — это не слишком самоуверенная оценка качества текстов, а просто название одного из рассказов. В котором гостинец не принес много-много радости... но в общем, это хоррор, чего же еще ожидать? Всего шестнадцать рассказов, где почти треть — исторический хоррор, а остальные — хоррор современный. Там есть немного про Ходынку, чуть-чуть про войну 1812 года, капельку про окопы Первой мировой — а еще про современные и старинные поезда, про восковые валики для записи звука, про высушенные головы африканских племен и про пустоту, которая приходит, когда умирает кот. Вот.


Мария Конюкова 
«Защита Винца» 

Санкт-Петербург
современная проза, роман

О себе:

По первой специальности я инженер. А по второй – журналист. Собственно, никем другим, кроме журналиста и вузовского преподавателя журналистики, я никогда не работала. Живу всю жизнь в Петербурге. Всегда писала книги, руководствуясь «принципом недостаточности». Не нашла нормального учебника по журналистике — написала его сама и т. д.

О рукописи:

Вот и эту книгу я написала, поняв, что никто как-то не пытается ни осмыслить эпоху застоя, ни рассказать, кто такой homo soveticus. Герой романа — мой дедушка, ветеран Великой Отечественной, человек умный и талантливый, которого навсегда изменил сталинизм. Я застала его уже в относительно спокойное брежневское время, которое он прожил по инерции в страхе, борьбе за относительно комфортное существование и болезнях, куда он прятался от Его Величества Страха. О жизни с дедушкой в СССР 1970-80-х – рассказ в книге.


Надежда Гусева 
«Зубы-жемчуга»

Зеленодольск
современная проза, роман в рассказах

О себе:

Биолог. Тащу в дом живность, растительность, минералы и горные породы. Много путешествую. Не любила школу, поэтому стала учителем. Если получится в это дело принести что-то хорошее, значит, всё не зря. 

О рукописи:

Очень хотелось написать про школу. Честно. Без лишнего драматизма и умиления. Ведь у каждого был этот кусок жизни, и довольно внушительный — десять лет жизни как-никак!

Про воришку ненужных вещей, что боялась времени. Про послания, нацарапанные на стуле.  Про спасённую мышь, костюмы пряников, слепого библиотекаря, чёрного барона, спасение зелёных птичек, банку аскорбинок… И про девочку со смешной фамилией Тучка, которая исчезла навсегда, и все про неё забыли. Про то, как больно ранят слова и как важно, когда тебя понимают. Про то, что взросление — трудное дело.


Оксана Залилова (Оксана Росса)
«Танец чёрных скворцов»

Тольятти
янг-эдалт, мистика

О себе:

Родилась на Алтае, живу в Поволжье. С детства люблю буквы (читать, писать, сочинять), но по стечению обстоятельств долгое время работала с цифрами. К счастью, любовь победила.

Очень люблю природу, старинные дома, всё сверхъестественное. И всё это так или иначе отражается в моих произведениях.

О рукописи:

Туман всегда казался мне самым мистическим природным явлением; казалось, что внутри него может скрываться что угодно. В моей рукописи так и случилось. Эта книга о том, как многого мы о себе не знаем и насколько мы сильнее, чем сами о себе думаем; что если мы только захотим и не испугаемся, то сможем обнаружить и разгадать тысячи загадок.


Объявление лауреатов литературной премии «Рукопись года» пройдет 13 июня 2024 года, в четверг, в 19-00 по МСК в формате онлайн. Подключиться могут все желающие. Трансляция будет доступна по этой ссылке.

Лауреаты премии получат право издать свой текст на гонорарной основе в ведущем издательском холдинге страны — «ЭКСМО–АСТ».