По традиции главный редактор «Астрель-СПб» Александр Прокопович отвечает в своем блоге на вопросы читателей и авторов каждый месяц, 17-го числа. Публикуем апрельский пост. 

Вопрос
Почему издатели не любят большие тексты?

Ответ
Издательство – это про деньги. Конечно, ни один издатель не выбирает книги по объему. А было бы забавно. Но есть такой фактор: вот на книжной полке два тома, один в десять авторских, а второй в тридцать. Объем – это больше бумаги, большие затраты на подготовку оригинал-макета, а следовательно – выше цена. Читатель тоже не выбирает по объему, а вот по цене – очень даже. И понятное дело, что покупатель на каком-нибудь Вайлдберриз скорее выберет стоимость, а не количество страниц. А значит, более толстый том может проиграть. Все это работает с ноунеймами. Но и в случае уже известных авторов – тоже сказывается. 

Вопрос
Как издатель относится к текстам, которые уже изданы в электронном виде? Их примут к публикации?

Ответ
Да. Единственный нюанс: если у автора уже есть заработки благодаря электронным публикациям, нужно понять, стоит ли менять их на заработки через издателя или необходимо подписать контракт, не включающий права на электронную публикацию.

Вопрос
В последнее время у нас просто-таки бум интереса киношников к текстам. Что это сулит писателям? Насколько это реальные деньги?

Ответ
Мне кажется, интерес этот был всегда. Другой вопрос, как мне кажется, в том, что сейчас процесс стал более организован. Кинопродюсеры учатся взаимодействовать с авторами. Издатели пытаются сделать это взаимодействие плановым. Деньги зависят от уровня книги. Чем успешнее книга, тем больше шансов не только на приличный гонорар, но и на более масштабную экранизацию. Большая часть сделок – это так называемый «опцион». Право на право. И эти суммы небольшие. Но дающие надежду. За последний месяц мы продали права на две книги. Это неплохо, как мне кажется.

Вопрос
Может ли аудиокнига убить традиционную книгу?

Ответ
Аудиокнига – не конкурент книги, а некая ее итерация, даже не разновидность. Может ли постановка пьесы убить пьесу? Думаю, скорее развитие аудиокниги открывает еще одну возможность, еще один транспорт от писателя к читателю.

Вопрос
Как сказывается на рынке экономическая ситуация?

Ответ
Нет ничего неожиданного. При любых потрясениях рынок находит новое равновесие. Так или иначе приспосабливается. Экономика — это вообще такая штука, что, если ее не трогать, она выживает и растет. Конечно, в первую очередь под ударом новые авторы, новые направления. Конкуренция за кошелек читателя растет, просто из-за того, что кошелек этот конечен.

Вопрос
Пару лет назад вы писали о том, что в России всего несколько десятков писателей могут жить на деньги, заработанные писательским трудом. Как вы оцениваете эту цифру сейчас?

Ответ
Думаю, цифра не изменилась, зато можно и нужно говорить про авторов сетевой литературы, которые живут именно своим творчеством. Пусть это и совершенно отдельный вид писательства. И я не случайно вспомнил про авторов электронных платформ. Эта работа показывает, насколько писатели, получающие регулярный доход от издания в бумаге, доход, который не требует писать постоянно, являются элитной стратой. Их не может быть больше.

Вопрос
Что нужно, чтобы больше писателей смогли перейти от «писателя выходного дня» к писательству как основной профессии?

Ответ
Хочется ответить в духе одного книжного маркетолога: просто нужно написать бестселлер. Если же серьезно, факторов множество, но нам не хватает более развитой инфраструктуры. Журналы, чтения, обозреватели, книжные колонки, литературные школы, гранты, премии – все это способствует увеличению тиражей, а значит, и доходов. Кроме того, совершенно нормальная практика заработка писателя – лекции, преподавательская деятельность. У нас, к сожалению, писателю довольно трудно найти такую работу. Есть и еще один аспект. Во всем мире авторы, чтобы заработать, запросто идут в те или иные проекты, от написания книг в какой-нибудь франшизе до сценариев. У нас авторы куда более разборчивы.

Вопрос
Вы время от времени проводите семинар «Ошибки начинающего автора». Какая ошибка на сегодняшний день самая распространенная?

Ответ
Вероятно, неверное акцентирование. Автор пытается рассказать историю, но большую часть текста тратит на второстепенные эпизоды и забывает о том, что он, собственно, хотел сообщить.

Новые вопросы можно оставить в комментариях к этому VK-посту.